2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ДЖОТТО

КАПЕЛЛА БАРДИ

Хрупкими пропорциями, драгоценной полихромией, патетичностью интонации многие части полиптиха Стефанески близки, как представляется, двум небольшим Распятиям, обращающим на себя внимание, несмотря на плохую сохранность. Одно из них, с треугольным завершением, хранится в коллекции Берлинских музеев, другое, прямоугольное, в музее Страсбурга. Последнее образует диптих вместе с Мадонной па троне среди, Добродетелей из собрания Вильденстайн, которую без колебаний можно приписать Мастеру парусов. Новизна этих двух Распятий связана прежде всего с изображением толпы у подножия креста, переданной так, как если бы рама картины перерезала по краям скопление людей, на самом деле намного более многочисленное. Сокращение размеров всадников на страсбургской картине с большей тонкостью и новым пониманием указывает на то, что они расположены на ином, более удаленном пространственном плане, чем фигуры, стоящие впереди. Патетический жест Иоанна, прижавшего руки к груди, сопровождается широким и элегантным изгибом ткани его одежды, наделеным такой чистотой ритма, что заставляет вспомнить аттические стелы. В обеих картинках тело Христа на кресте истончено, нитеобразно, бесплотно и далеко отстоит от того чувства весомости, тяжести, которое было так подчеркнуто ощутимо в Распятии из Санта Мария Новелла. Вновь возродившаяся готическая тенденция характерна для большинства поздних произведений Джотто. Средоточием этого периода творчества мастера выступают фрески капеллы Барди в Санта Кроче. Они создавались в годы, когда живопись великого сиенца Симоне Мартини, отдавая должное джоттовскому обновлению, предлагала изощренную и утонченную его вариацию, в которой значительное место отводилось языку французской готики. К счастью для Мартини, который в глазах итальянцев не замедлил сделаться самым серьезным конкурентом Джотто (и пользовался также больщой известностью за рубежом), тот ответил тем, что придал своей живописи более изящный, изысканный и нарядный вид.Лишь частично реконструированный полиптих, к которому принадлежат Мадонна, с Младенцем (Вашингтон, Национальная галерея). Святой Стефан (Флоренция, музей Хорн), Иоанн Евангелист и Святой Лаврентий (Шаали, музей Жакмар-Андрэ), до такой степени близок к фрескам капеллы Барди, .что некоторые лица кажутся взаимозаменяемыми. Выдержанный в величественном тоне, присущем всем монументальным произведениям Джотто, он в то же время трактован богато и пышно. Мадонна с изящным и сильно удлиненным разрезом глаз, словно на французском рельефе из слоновой кости, облачена в нарядный плащ с множеством мягких складок, предваряющий сверкающую яркими красками и переливающуюся бархатом пышность одежд некоторых картин Джентиле да Фабриано. Святой Стефан одет в великолепно украшенный далматик и держит в руках книгу в драгоценнейшем окладе. Интонация совсем не столь светская и куртуазная, как у Симоне Мартини, но тем не менее есть основание думать, что именно таким образом Джотто стремился ответить молодому сиенскому коллеге. Фрески капеллы Барди не позволяют подобной роскоши, поскольку жизнь Святого Франциска - материя скромная. Однако удлиненные пропорции фигур, тончайший колорит, живописная мягкость некоторых частей росписи находятся в русле указанной тенденции. Опять перед нами сцены земные и относящиеся ко времени, настолько близкому, что его можно представить в современных одеждах, сообщить изображению тон менее возвышенный, более интимный, чем во фресках капеллы Перуцци. Кроме того, прецедент росписей в Ассизи также сохранил свое значение. Однако по сравнению с пространным повествованием ассизского цикла, теперь число сцен из жизни Святого сократилось из-за ограниченности площади, оказавшейся в распоряжении Джотто. Здесь изображены: Отказ от имущества в люнете, расположенном в верхней части левой стены. Утверждение устава францисканского ордена в люнете напротив и сразу под ним - Испытание огнем перед султаном. Явление в зале капитула в Арле - на алтарной стене, под ним - Погребение Святого Франциска и Подтверждение стигматов, и на противоположной стене, справа. Явление брату Августину и епископу Ассизскому. Сцена Стигматизации написана вверху, над аркой входа в капеллу, с внешней стороны, в то время как по сторонам окна изображены четверо францисканских святых, из которых сохранились только три: Людовик Тулузский, Святая Клара и достаточно разрушенная Елизавета Венгерская. На своде, в многолопастных обрамлениях помещены довольно сильно поврежденные аллегорические образы - бюсты Милосердие, Бедность и Покорность. Четвертое тондо до наших дней не сохранилось. Эти фрески, как и росписи капеллы Перуцци, были забелены в эпоху барокко. Тогда к ним были прислонены надгробия, следы которых заметны и сейчас в интервалах внутри нормального ряда, разрывающих покрытую фресками поверхность. Когда в 1852 году фрески были открыты, недостающие части были полностью восстановлены и вся поверхность переписана. В 1958-1959 годах они были реставрированы Управлением галерей Флоренции и, освободившись от записей, вновь открылись мешающие восприятию лакуны, а также обнаружилось посредственное состояние сохранности больших частей подлинной росписи. Святой Франциск появляется здесь без бороды, и нет сомнения, что эта иконографическая некорректность (тот факт, что святой носил бороду, засвидетельствован современниками и непрерывной серией изображений эпохи дученто) была связана с ревизионистским течением во францисканстве, представленным конвентуалами, и с дальнейшими попытками изменить образ самого популярного христианского святого не только в отношении обета бедности, которому он был привержен, но даже в его физическом облике.

Полиптих Стефанески (оборотная сторона) Апостол Иаков и Апостол Павел Святой Петр на троне Святой Андрей и Иоанн Евангелист Ватиканская Пинакитека, Рим

В то время, когда гражданские лица аккуратно брили бороду и рассматривали тех, кто этого не делает, как людей "низшего разряда", становится очевидным скрытый под этой свободной иконографией тонкий умысел, родившийся в Риме конца дученто в тесной связи с папской курией. Жизнь Святого представлена в эпизодах, наиболее важных для сжатого протокольного рассказа о его жизни: отказ от имущества, признание папой основанного им ордена, призвание миссионером на Восток (тогда еще продолжались Крестовые походы), одно из прижизненных чудес, шумное событие получения стигматов, смерть и два чуда, совершенных после смерти (post mortem). В отличие от фресок капеллы Перуцци, эти сцены воспринимаются наблюдателем, который, находясь приблизительно в центре капеллы, поворачивается лицом то к одной, то к другой стене. Джотто отдавал себе отчет в разнице уровней расположения эпизодов, и в сценах, помещенных выше, здания изображены в ракурсе снизу, как это видно в прекрасной постройке на фоне Отказа от имущества. Ее поворот углом к зрителю и конструктивная сложность заключают в себе многие стимулы для тех штудий зданий в перспективном сокращении, каким предавался его верный ученик Таддео Гадди и которые достигли своего апогея во фреске Джотто Принесение во храм капеллы Барончелли в той же церкви Санта Кроче. Храм там изображен с такой впечатляющей зрительной очевидностью, что это составило эпоху. В целом, если фрески Перуцци сыграли важную роль в формировании Мазо ди Банко, то фрески Барди оказались существенны для Таддео, который опирался на них в своих сценах из жизни Святого Франциска, изображенных на дверцах шкафов сакристии Санта Кроче (сейчас - в собрании Академии во Флоренции). На протяжении всего своего творческого пути художник сохранил также верность человеческим типам фресок Джотто - крепким, но с удлиненными пропорциями. Францисканские сюжеты капеллы Барди не несут в себе более той живости и непосредственности, какие отличали фрески Ассизи, словно на них опустился покров отчужденного достоинства и святости, отдаливший их во времени и поднявший на торжественный пьедестал. Тем не менее, отдельные фрагменты определенно восходят к предшествующим ассизским, как, например, разгневанный отец в Отказе от имущества или Святой Антоний в Явлении в зале капитула в Арле. Композиции стали намного более цельными и симметричными, живописная материя - тончайшей и неосязаемой, но в то же время насыщенной и как бы бархатистой, краски деликатными, легкими и светлыми. Наглядность и убедительность построения превосходят начальные установки. Достаточно обратить внимание на то, с какой точностью вписаны в глубинное пространство ряды монахов, стоящих позади Франциска в сцене Утверждение устава францисканского ордена, или сидящих в Явлении в зале капитула в Арле. В этом смысле даже возникает риск однообразия. Это делается естественно, поскольку мысль художника постоянно активна и напряженна, как, например, тогда, когда он заставляет головы монахов появиться по другую сторону низкого парапета, чтобы вызвать ощущение еще большей глубины той зоны, где находится посланец неба, и так привлекающий к себе достаточно внимания. Присутствие среди святых, изображенных вокруг окна, Людовика Тулузского, канонизированного в 1317 году, помогает датировать фрески. Украшение капеллы, соответственно, не могло предшествовать этой дате. Стилистическая близость росписей капеллы Барди к более поздним произведениям Джотто и даже к фрескам капеллы Барджелло во Флоренции, законченным мастерской буквально через несколько месяцев после смерти художника, позволяет отнести их к позднему периоду его творчества. Великий художник делил свои созидательные усилия между функциями capomastro - руководителя работ по строительству флорентийского собора (в это время возник проект кампанилы, несомненно выполненный Джотто) и престижными заказами (между 1329 и 1333 годами он работал в Неаполе для короля Роберта Анжуйского; около 1335 - в Милане для правителя Ацпоне Висконти, как о том сообщает в своей Хронике Джованни Вил-лани), а также уверенно руководил своей плодотворно действующей мастерской, из которой выходили очень сложные по изобразительным задачам произведения, изумляющие роскошью и горением красок. Например, два больших полиптиха - из Болоньи и из капеллы Барончелли в Санта Кроче, оба подписанные Джотто. Окруженная четырьмя суровыми святьми. Мадонна полиптиха из Болоньи (ранее в церкви Санта Мария дельи Анджели, а теперь в Пинакотеке) сидит на троне необычайно основательном и прочном, но более, чем в какой-либо другой картине Джотто, несущем на своей архитектуре отпечаток духа готики. Она держится с почти светской приветливостью и изяществом, присущими знатной даме. Красивейшие украшения, блестящие краски, переливающиеся, подобно драгоценным камням, вносят свой вклад в великолепие, отличающее болонский полиптих. Сверкающее Коронование Марии из капеллы Барончелли, над декорированном которой Джотто работал не ранее конца двадцатых годов, - это, безусловно, один из последних великих замыслов мастера.

Капелла Барди в церкви Санта Круче, Флоренция Сцены из жизни Святого Франциска

Капелла Барди в церкви Санта Kpoче, Флоренция Сцены из жизни Святого Франциска

Капелла Барди в церкви Санта Кране, Флоренция Сцены из жизни Святого Франциска

 

Однообразные, но яркие шеренги улыбающихся святых на боковых крыльях напоминают упорядоченный Рай - переданный в перспективе! - но без границ, поскольку боковые панели могут продолжаться в бесконечность. Вместе с тем, центральная сцена с элегантными и отточенными в своих формах главными действующими лицами заключает в себе нечто от светского изящества придворной церемонии. В последние годы Джотто работал вместе с мастерской в капелле Бард-желло во Флоренции. Наиболее явно джоттовская часть здесь - Страшный Суд на входной стене, сейчас почти не подлежащий анализу (выделяются только несколько удивительных голов праведников). В начале 1337 года смерть оборвала длинный творческий путь художника. Путь последовательный и вместе с тем обогащенный поисками, порожденными глубокими размышлениями и переменами, идущий по параболе, берущий начало от прямолинейной вызывающей жизненности фресок Верхней церкви, к более ясной и классической естественности рассказа фресок капеллы Скровеньи и далее - к горячим, красочным достижениям второго ассизского периода, вступлению к последней рафинированной готической стадии. Многолетняя деятельность Джотто подняла престиж живописи среди других искусств настолько, что, как показывает творчество великого Андреа Пизано, она смогла стимулировать и обогатить скульптуру. С появлением Джотто итальянская живопись в течение немногих лет изменилась радикальнее, чем за многие предшествующие столетия. Ассизский период имел наиболее шумный и определенный успех, в то время как воздействие последовавших за ним зрелых решений было более ограниченным. Но в целом толчок, который Джотто придал изобразительному мышлению, определил всю судьбу западной живописи. Уже в середине XIV века Европа познакомилась с новациями Джотто, указавшими способ приблизить живопись к тем светским и антитрансцендеитным устремлениям, которые все более решительно отвоевывали себе место и культуре апохи. Открытие объемности предметов, реального и измеримого пространства, и котором они помещаются, естественных качеств поверхности вещей, индивидуализирующих черт реальности, - все это сделалось достоянием европейского искусства, которое со вес возрастающим интересом обращалось к изобразительной культуре итальянцев. Нет никакого сомнения, что великая реформа, произведенная Яном ван Эйком во фламандской живописи XIV века, своими самыми глубокими корнями уходит в открытия Джотто.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru