2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Телевидение. Искусство телевидения

Телевидение — самое молодое искусство. Но хотя оно только еще вырабатывает свои художественные средства, популярность его огромна. Миллионы людей отдают просмотру телевизионных перздач большую долю своего свободного времени. Чем же так приковывает к себе телевидение? Прежде всего тем, : что это не только искусство, но и средство массовой информации.

Слово «телевидение» (от греческого tele — «далеко» и латинского visio — «видение») многозначное. Оно служит и для обозначения специальной техники, с помощью которой изображение передается на значительные расстояния, и для передач, которые мы смотрим на экранах наших телевизоров.

Заслуга в изобретении техники телевидения принадлежит прежде всего профессору Петербургского технологического института Б. Л. Розингу (1869 — 1933), который в 1907 г. первым в мире изобрел электронную трубку, а в 1911 г. публично продемонстрировал опыт передачи изображения на расстояние.

Все 20-е и начало 30-х годов велась напряженная работа по совершенствованию передачи изображения на расстояние. В октябре 1931 г. в СССР приступили к опытным передачам, в ноябре 1934 г. — к регулярным, а в 1938 г. были пущены два первых телевизионных центра — в Москве и Ленинграде. В 30-е годы один за другим вступили в строй телевизионные центры в США, Германии, Англии и Франции. Но настоящее развитие телевидения началось лишь после 1945 г.

За короткий срок, в течение каких-нибудь нескольких десятков лет, телевидение не только выросло и окрепло, но и стало в один ряд с печатью, радиовещанием и кинематографом.

В настоящее время у нас в стране работает 131 телевизионная студия, программы которых принимаются на территории, где живет более 70% населения нашей страны. Связанные между собой с помощью кабельных и релейных линий, студии образуют сеть, которая помогает обмениваться передачами, ретранслировать их из одного города в другие. А спутники связи «Молния» и наземные станции-ретрансляторы образовали сеть, получившую название «Орбита». С ее помощью передачи Центрального телевидения могут смотреть жители самых отдаленных мест Крайнего Севера и Дальнего Востока (см. т. 5 ДЭ, статьи «Электрическая связь» и «На орбите — робот»). Создание же компактной передвижной телевизионной станции «Марс» позволило транслировать через спутники связи важные политические и общественные события практически из любой точки земного шара.

Сегодня жители Москвы смотрят 4 телепрограммы, а жители других городов — от 2 до 5, но недалек день, когда программ будет много. Суммарное время передач только одного Центрального телевидения более 45 ч в сутки. Всесоюзный Останкинский телецентр с его одной из самых высоких телебашен в мире (536 м) — это не только выдающееся сооружение, но это и гигантский творческий организм, в котором работают тысячи специалистов: сценаристов, режиссеров, операторов, художников, редакторов, инженеров, техников и т. д.

Телевизор сегодня — неотъемлемая принадлежность каждой семьи. Ведь телевидение — это окно в мир. С его помощью люди узнают, что нового произошло в их городе, стране, мире, что нового в науке, литературе, искусстве, спорте, т. е. оно выступает, прежде всего, средством информации. Кроме того, это самая массовая, обладающая большой эмоциональной силой трибуна: с ее помощью тысячи людей могут делиться своими мыслями, опытом, планами. Таким образом, телевидение служит средством формирования общественного мнения.

Телевидение — это и народный университет. Научно-популярные фильмы и передачи помогают расширить человеку свой кругозор, овладеть сокровищницей человеческой культуры, т. е. телевидение служит и средством массового просвещения.

Далее, телевидение выступает и как средство тиражирования и доставки на дом произведений других видов искусства и своих собственных. Поэтому телевидение сегодня — самое массовое средство эстетического воспитания.

И последнее, телевидение — домашний клуб. С его помощью можно отдохнуть, отвлечься от работы, организовать свой досуг.

Итак, телевидение служит средством массовой информации, пропаганды, просвещения, эстетического воспитания и организации досуга. В одних передачах преобладает одна функция, в других — другая, но тем не менее каждая передача выполняет их все. И хотя эстетическая функция находит наиболее яркое выражение в художественных передачах, она присуща и всем остальным.

Что же отличает телевидение от других видов искусства? Каковы его особенности, его специфика? Первое — это доступность. Ведь с помощью телевизионных передач осуществляется общение между всеми членами общества, уровень образования которых далеко не одинаков. И поэтому, конечно, телепередачи должны быть доступными всем.

Вторая особенность телевидения — это достоверность сообщения. Телевизионная прямая передача рождает у зрителя иллюзию присутствия на месте, где происходит событие. Между ним и действительностью нет посредника — интерпретатора. Ведь событие происходит в тот самый момент, когда его показывают, а это еще одно прекрасное качество телевидения, его называют эффектом присутствия.

Не менее ценное качество телевидения — это личностный, индивидуальный характер общения с тем, кто выступает с телеэкрана. Когда человек выступает по телевидению, хотя он и обращается одновременно к миллионам, каждому зрителю кажется, что он обращается именно к нему лично. А это делает разговор более конкретным, более интимным.

Еще одно важное качество, которое зритель очень ценит в телевидении, — это удобство. Ведь телепередачи можно смотреть в любой обстановке, везде и всюду.

Какие же программы предлагает своему зрителю телевидение? Передачи телевидения посвящены самой различной тематике, всесторонне освещают все без исключения области окружающей нас действительности. Телевидение дает возможность миллионам зрителей быть свидетелями важнейших событий: встреч глав правительств, визитов руководителей партии и правительства в зарубежные страны, подписания исторических документов, торжественных заседаний, парадов и демонстраций, полетов в космос, фестивалей искусств и международных спортивных чемпионатов. Всем памятны передачи о первом полете в космическое пространство Ю. Гагарина, о заседаниях XXV съезда КПСС, о празднованиях, посвященных 100-летию со дня рождения В. И. Ленина и 50-летию создания Союза Советских Социалистических Республик. Телевидение стремится не только сделать зрителя участником важнейших событий, но и раскрыть богатый духовный мир советского человека, рассказать о его героических трудовых подвигах, о его лучших чертах характера. И все это находит выражение в самых различных типах передач. Назовем основные из них.

Прежде всего, это бюллетень новостей, например «Время» — главный выпуск новостей Центрального телевидения, который дополняется утренним, вечерним и ночным (по окончании передач) выпусками. Помимо них каждая республиканская, областная или городская студия выпускает свой бюллетень новостей.

Более подробному освещению отдельных сфер жизни посвящены телевизионные журналы, которые выходят с разной периодичностью (раз в неделю, в две недели, в месяц). Это, например, «Международная панорама», «Очевидное — невероятное», «Здоровье», «Кинопанорама», «Музыкальный киоск», «Спортивный дневник».

Если событие, тема или отдельная проблема имеют важное общественное значение и не могут быть полностью раскрыты в 5 — 10-минутной «странице» тележурнала, им посвящается отдельная передача. Она может быть решена в различных формах: или в форме прямого репортажа, когда телевизионные камеры установлены на месте событий, или в форме беседы, когда собранные в студии интересные люди ведут разговор, обсуждают, спорят об актуальных, важных проблемах, или в форме документального фильма.

Такие передачи чаще всего объединяются рубрикой, т. е. общим названием, например: «Ленинский университет миллионов», «Поиск», «Подвиг», «Клуб кинопутешествий», «В мире животных».

Среди документальных телефильмов, которые не входят в ту или иную рубрику и представляют собой самостоятельную программу, признание зрителей и критики получили «Расскажи о доме своем» В. Лисаковича, «Шахтеры» И.Беляева, «Труды и дни Терентия Мальцева» С. Зеликина, «Хирург Вишневский» М. Голдовской, «Хроника хлебного поля» Д. Лунькова, «Токарь» В. Виноградова, «Зима и весна сорок пятого» С. Ждановой и Д. Фирсовой.

Большое место в телепрограмме занимают художественные передачи. Телевидение записало и показало миллионам зрителей интересные спектакли Большого театра, МХАТа, Малого театра, «Современника», выступления знаменитых музыкантов и зарубежных гастролеров. Особенно много делает телевидение для популяризации классических произведений киноискусства. Именно телевидение познакомило многих молодых зрителей с такими шедеврами мирового кино, как «Броненосец «Потемкин» С. Эйзенштейна, «Чапаев» братьев Васильевых, «Трилогия о Максиме» Г. Козинцева и Л. Трауберга. Через определенный срок после выхода в кинопрокат все советские кинофильмы предоставляются для показа по телевидению. Но, кроме того, киностудии по заказу телевидения создают и телефильмы.

Основные типы художественных передач телевидения — это телеспектакли, телеконцерты и телефильмы. В чем особенности каждой из этих форм?

Телеспектакль и телеконцерт могут передаваться прямо из театра или концертного зала — это передача по трансляции. Но они могут передаваться и из телевизионной студии. В студии театральный спектакль или концертную программу приспосабливают к специфическим требованиям телеэкрана, т. е. трансформируют. Такой вид передачи называют адаптацией. На телевизионных студиях создаются собственные оригинальные спектакли и концерты.

Выразительные средства у телевидения те же, что и у кинематографа. Это план, ракурс, монтаж, цвет, темп, ритм. Вместе с тем телеспектакль и телеконцерт отличаются от кинофильма весьма существенно. Во-первых, им свойственно реальное время и пространство. Так, если актеру по ходу спектакля нужно перейти из одного конца сцены в другой, он будет двигаться столько же времени, сколько и в жизни. А в кино это движение можно сократить до нескольких секунд, склеив изображения отдельных его моментов, т. е. в кино время и пространство условны.

Условия восприятия телефильма принципиально отличаются от восприятия кинофильма. В зрительном зале кинотеатра темно и человека окружает большое количество незнакомых ему людей. Полная тишина, отсутствие посторонних шумов и темнота помогают сосредоточиться. Реакция окружающих как бы заражает кинозрителя. У телевизора обстановка другая. Иные и взаимоотношения между зрителями. Обычно у телевизора собирается семья или друзья. Поэтому у телевизора царит обстановка активного сопереживания.

Небольшой размер экрана, а главное, те особенности телевидения, о которых мы уже говорили: реальное время и пространство, личностный характер общения, эффект присутствия и т. д. — диктуют и иное, чем в кино, соотношение между словом и изображением. В телевидении устной речи принадлежит большая роль, и содержание художественного произведения в телевидении в большей мере раскрывается в диалоге, чем в действии.

Телевидение создает и свои собственные телефильмы. В них одновременно используются богатые возможности кино и сохраняются «эффекты» телевидения. Некоторые телефильмы специально строятся так, чтобы у зрителя создавалось впечатление, что он смотрит прямой репортаж из жизни. Популярностью у зрителей пользуются многосерийные фильмы, например: «Вызываем огонь на себя» и «Операция «Трест» С. Колосова, «Семнадцать мгновений весны» Т. Лиозновой, «Как закалялась сталь» Н. Мащенко, «Адъютант его превосходительства» Е. Ташкова, созданные на киностудиях для ТВ.

Успех многосерийного повествования на телеэкране — результат относительного постоянства телевизионной аудитории. Из вечера в вечер перед экранами телевизора собираются одни и те же люди, они привыкают к постоянным персонажам, как привыкают к дикторам, комментаторам, ведущим. Постоянные герои становятся для них близкими, дорогими. Естественно, что зрителям хочется продлить эти встречи и узнать, а что же произошло с героями дальше. Телевидение идет навстречу этой потребности зрителей, и некоторые герои живут на телеэкране по многу лет.

Большое место в телевизионной программе занимают и эстрадные представления, среди которых наибольшей популярностью пользуются «Голубой огонек» и «Артлото»; игры и конкурсы, например «А ну-ка, девушки!»; многосерийные спектакли, например: «Наши соседи», «Следствие ведут знатоки», «Кабачок «13 стульев».

В телевизионной программе предусмотрены и передачи для детей и молодежи. Так, для дошкольников и младших школьников ведутся такие регулярные передачи, как «Спокойной ночи, малыши», «Умелые руки», «Выставка Буратино», «Приходи, сказка»; для школьников среднего и старшего возраста — «Костер», «Искатели», «Будильник», отдельные спектакли, концерты и фильмы; для молодежи — «От всей души», «Горизонт», «В эфире — молодость».

Телевидение — одно из чудес XX в., которое подарила миру научно-техническая революция. Однако было бы ошибкой думать, что оно уже раскрыло нам все свои тайны. Скорее всего, нас ждут в области телевидения еще более удивительные открытия. Уже сегодня известно, что в ближайшие десятилетия надо ждать принципиальных изменений в характере доставки телепрограмм. Дальнейшее развитие, несомненно, получит антенное телевидение, появится непосредственное телевизионное вещание, значительное развитие получит и кабельное телевидение, что позволит со временем каждому иметь дома видеотелефон (см. т. 5 ДЭ, ст. «Электрическая связь»).

И наконец, большое развитие, наверное, получит кассетное телевидение. Сегодня телезритель зависит от расписания телепрограммы. Передают его любимую серию, а он в это время на работе, в школе или должен готовить уроки. Кассету же с записью того или иного фильма, спектакля, концерта можно будет взять в библиотеке (возможно, их будут называть фильмотеками) или купить в магазине и составить свою домашнюю библиотеку любимых передач.

Но, пожалуй, самым революционным событием в развитии телевидения можно считать создание любительской портативной телекамеры с магнитной записью телеизображения. Это позволит каждому стать журналистом и, художником телевидения. Телевизионное искусство станет поистине творчеством миллионов.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru