Выход на международную арену уже существующих кинематографий, принадлежащих суверенным или полунезависимым государствам Азии, Африки и Латинской Америки, совпал с послевоенным рождением кино в колониальных и полуколониальных странах и их борьбой за независимость.
Кинематография Японии имеет давнюю историю. С 1903 г. производство фильмов в Японии развивалось по двум руслам — исторического и современного фильма.
Известность японскому кино принесли прогрессивные фильмы «независимых компаний». Основные темы послевоенного прогрессивного японского кино — трагедия Хиросимы и разруха. Крупнейший «независимый» кинорежиссер Японии — Тадаси Имаи (р. 1912). Его фильм «А все-таки мы живем» (1951) взволнованно рассказывает о судьбе разоренного крестьянина. Эта картина осуждает мир эксплуатации в Японии и прославляет простого человека.
К началу 60-х годов под давлением монополистов «независимые компании» почти прекратили свое существование. Последним крупным успехом «независимых» был фильм режиссера и сценариста Канэто Синдо (р. 1912) «Голый остров» (1960) — поэтическое повествование без слов о жизни крестьянской семьи, возделывающей свое маленькое поле на пустынном безводном островке. Этот фильм получил Главный приз на II Международном кинофестивале в Москве в 1961 г.
Однако было бы неверно полагать, что в крупных кинокомпаниях не работают талантливые и честные люди. Так, всемирной известностью пользуется японский кинорежиссер Акира Куросава (р. 1910). Проработав несколько лет художником, ассистентом, затем сценаристом, он выступил в 1943 г. с фильмом «Сугата Сансиро». В 1951 г. большой приз на Венецианском кинофестивале получил фильм Куросавы «Расёмон», поставленный по двум новеллам известного писателя Р. Акутагавы. История о том, как в далеком прошлом разбойник убил самурая, рассказывается на экране четыре раза разными людьми, с разных точек зрения, и все рассказы опровергают друг друга. «Расёмон» как бы открыл для Европы японское кино, а последующие картины Куросавы заслуженно сделали его одним из популярнейших кинорежиссеров мира. Большой успех принесла ему картина «Дерсу Узала» по известной книге В. К. Арсеньева, которую он поставил на «Мосфильме» в 1975 г.
Рост национально-освободительного движения в 40-х годах, приведший к провозглашению Индии независимой республикой, усилил реалистические тенденции в индийском киноискусстве.
Широкую известность получил фильм «Два бигха земли» (1953) режиссера Бимала Роя (1909 — 1967), ставший новым этапом в истории индийского кино. Близкий по языку итальянский неореалистическим и японским «независимым» фильмам, он поэтически показал трудолюбие и благородство индийских крестьян, дал критическую оценку социальным противоречиям буржуазного общества. Среди прогрессивных кинематографистов Индии выделяется писатель, сценарист и режиссер Ходжа Ахмад Аббас (р. 1914), один из создателей советско-индийского фильма «Хождение за три моря» (1958), автор реалистических картин «Путник» («Ганга», 1953), «Мунна» (1954)^ Один из популярных кинематографистов Индии — режиссер, сценарист, продюсер и актер Радж Капур (р. 1924), автор фильма «Бродяга» (1951) и др. Сочетая мелодраматические и комедийные элементы, он создал много фильмов о судьбах крестьян-бедняков, попавших в большой город.
Кадр из фильма «Расёмов». Режиссер А. Куросава. 1951 (слева).
Кадр из фильма «Я — клоун». Режиссер и исполнитель главной роли Р. Капур. 1969.
Кадр из фильма «Почтовый перевод». Режиссер С. Усман. 1969.
Долорес Дель Рио в фильме «Мария Канделярия». Режиссер Э. Фернандес. 1944.
Следует отметить также творчество других режиссеров-реалистов Сатъяджита Рея (р. 1921) и Мринала Сена (р. 1931), в фильмах которых ставятся актуальные социальные проблемы.
Киноискусство Индонезии, Бирмы, Шри-Ланки, Пакистана, Ирана развивается под влиянием индийского и американского кино. Однако в этих странах растет интерес к советскому и передовому европейскому киноискусству.
Кинематография молодых африканских государств делает еще только первые шаги. Лишь в Египте кинематография носит зрелый, профессиональный характер. После свержения короля Фарука и обретения египетским народом независимости кинематография начала бурно развиваться. Жестокие мелодрамы и семейные драмы с кровавыми развязками выдают голливудское влияние. Но в египетском кино есть режиссеры, которые ставят фильмы, посвященные истории и современным социальным и политическим проблемам. Среди них следует назвать Юсефа Шахина (р. 1926), фильмы которого «Борьба в долине», «Джамиля», «Земля» посвящены борьбе с колониализмом.
В Сирии, Ливане, Марокко, Алжире также работают киностудии, где за последние годы появились произведения, посвященные борьбе народов за свою независимость. Во многих фильмах ощущается плодотворное влияние советского кино.
За последние годы развивается кино и в независимых африканских государствах. Фильмы Сембена Усмана (р. 1925; Сенегал) «Почтовый перевод», «Эмитай» получили широкое признание.
Среди кинематографий латиноамериканских стран ведущее место занимает мексиканская. В 40-х годах в Мехико образовалось творческое содружество кинематографистов под руководством режиссера Эмилио Фернандеса (р. 1904). Этот коллектив создал ряд подлинно художественных фильмов, национальных по духу и по стилю. Наибольший успех имела их картина «Мария Канделярия» (1944) — повесть о гордой и любящей мексиканской женщине. За «Марией Канделярией» последовали «Рио Эскондидо», «Мексиканская девушка» («Палома»), «Сети» и многие другие. Особое место в мексиканском кино занял режиссер Луис Бюнюэль (р. 1900) — испанец по происхождению. Участник гражданской войны в Испании, он вынужден был бежать от кровавой мести Франко. С 1946 г. Бюнюэль обосновался в Мексике, где поставил несколько фильмов, обративших на себя внимание международной кинокритики. Верность действительности и обличительный пафос приблизили картины Бюнюэля к школе итальянского неореализма. Особенно эта близость сказалась в фильме «Назарин» (1958).
В Аргентине среди потока посредственных музыкальных комедий своей суровой правдой выделилась картина режиссера Уго Дель Карриля (р. 1912) «Текут мутные воды» (1952). Талантливы фильмы и режиссера Леопольда Торре Нильсона (р. 1924), например «Конец фиесты» (1960).
В Бразилии рождение кинематографии связано с именем режиссера Алъберто Кавальканти (р. 1897), около четверти века проработавшего во французском и английском кино. На родине маститый режиссер воспитал многих молодых режиссеров, а сам создал фильм «Песни моря» (1954). В середине 50-х годов выдвинулся режиссер Н. Перейра Дус Сантос (р. 1930), в чьих фильмах «Рио, 40°» и других правдиво и сочувственно обрисована жизнь негритянской бедноты.
2i.SU ©® 2015