Когда в Германии к власти пришел фашизм, гитлеровские пропагандисты поставили кино на службу расизму и подготовке войны. Геббельс обращался к деятелям кино с наглыми призывами создать фашистский «Броненосец «Потемкин». Однако честные художники отказывались работать с фашистами. Одни эмигрировали, другие стали снимать развлекательные, бессодержательные фильмы.
Еще более упорно отказывались от сотрудничества с фашистами кинематографисты оккупированных стран. Крупнейший кинорежиссер Франции Марсель Карне (р. 1909) поставил средневековую легенду «Вечерние посетители» (1942), в которой сатана, довольно сильно напоминающий Гитлера, превращал в камень непокорных ему влюбленных, но ничего не мог поделать с их продолжающим биться сердцем — сердцем опозоренной, побежденной, но не покорившейся Франции. В фильме «Дети райка» (1945) Карне воспел гуманистические традиции французской культуры.
Английские документалисты создали несколько фильмов об участии в обороне страны гражданского населения («Слушайте Британию», 1942; «Пожары начались», 1943).
Нападение Японии на Пирл-Харбор вынудило и Голливуд откликнуться на войну. Наспех приспособленные к военным нуждам привычные «легкие» фильмы успеха не имели. Полное незнание постановщиками быта воюющих народов и военной реальности порождало смешной, наивный схематизм, которым отличались, например, «Северная звезда» и «Песнь о России», проникнутые искренними симпатиями к Советскому Союзу, но художественно беспомощные. Лучшие режиссеры — Уильям Уайлер, Франк Капра (см. ст. «Зарубежное кино 30-х годов») и другие — ушли в хронику. Участвуя в воздушных налетах, в боях в Африке, а затем и в Европе, они создали несколько серьезных, правдивых документальных лент. В 1944 г. появился сильный и страстный антигитлеровский фильм «Седьмой крест» (по роману А. Зегерс) режиссера Ф. Циннемана.
Когда фашистские орды вторглись на нашу землю, советские кинематографисты отдали свои силы, свою жизнь, свое искусство на службу сражающемуся народу. На первый план, как и в годы гражданской войны, выдвинулась хроника. Операторы снимали боевые действия, самоотверженно разделяя с бойцами опасности и трудности войны. Они увековечили войну с момента разгрома немцев под Москвой до взятия Берлина.
Художественная кинематография нашла новые формы военных картин. Вначале это были «Боевые киносборники», состоящие из короткометражных киноновелл на военные сюжеты. В них высмеивался Гитлер и его солдаты; показывались бессмертные подвиги советских летчиков, танкистов, пехотинцев и, конечно, патриотов-партизан.
В. П. Марецкая в фильме «Она защищает Родину». Режиссер Ф. М. Эрмлер. 1943.
Народной партизанской войне были посвящены лучшие полнометражные фильмы военных лент: «Секретарь райкома» И. Пырьева с участием В. Ванина и М. Жарова, «Радуга» М. Донского с участием Н. Ужвий, «Она защищает Родину» Ф. Эрмлера с участием В. Марецкой, «Нашествие» А. Роома по пьесе Л. Леонова. О непоколебимом мужестве советских солдат и офицеров говорили фильмы «Во имя Родины» В. Пудовкина по пьесе К. Симонова «Русские люди», «Иван Никулин — русский матрос» И. Савченко, «Два бойца» Л. Лукава. В кинокомедиях прославлялись смелые, никогда не унывающие русские солдаты («Антоша Рыбкин» К. Юдина с Б. Чирковым в главной роли) и разоблачался миф о непобедимости гитлеровских полчищ («Новые похождения Швейка» С. Юткевича).
Кроме военной тематики советское киноискусство продолжало разрабатывать историческую и историко-революционную темы (см. ст. «Советское кино 30-х годов»). С. Эйзенштейн совместно с операторами Э. Тиссэ и А. Москвиным и актерами Н. Черкасовым, С. Бирман, А. Бучмой, П. Кадочниковым и другими создал грандиозное полотно об Иване Грозном. В. Петров поставил фильм о Кутузове, В. Пудовкин — о Нахимове. Вышли фильмы о героях гражданской войны Котовском, Пархоменко, о вожде монгольской революции 1921 г. Сухэ-Баторе.
Советские кинематографисты могут гордиться тем, что в трудную военную годину они были вместе со своим народом и внесли свой труд в благородное дело Победы.
2i.SU ©® 2015