В 1931 г. советское кино стало звуковым. Еще в 1928 г. С. Эйзенштейн, В. Пудовкин и Г. Александров опубликовали статью «Звуковая заявка», в которой талантливо обосновали принципы сочетания изображения и звука. Оригинальную систему звукозаписи разработали советские изобретатели систем звукового кино П. Тагер и А. Шорин.
Новый — звуковой — период в истории советского кино начала картина режиссера Николая Владимировича Экка (р. 1902) «Путевка в жизнь», вышедшая в 1931 г. Вслед за «Броненосцем «Потемкин» С. Эйзенштейна и «Матерью» В. Пудовкина фильм Экка, рассказывавший о воспитании беспризорных трудом, с триумфом обошел экраны всего мира, свидетельствуя о советском гуманизме, о заботе советских людей о детях, о будущем, о новых поколениях.
В 1934 г. на экраны вышел неумирающий шедевр советского кино «Чапаев», поставленный режиссерами Сергеем Дмитриевичем Васильевым (1900 — 1959) и Георгием Николаевичем Васильевым (1899 — 1946) (псевдоним — братья Васильевы) по роману Д. Фурманова. Он раскрывал новые, рожденные революцией человеческие характеры в ясной, простой, удивительно динамичной и совершенной форме. Артист Борис Андреевич Бабочкин (1904 — 1975) создал образ народного героя, истинно русского человека, революционного полководца времен гражданской войны.
Поединок двух военачальников: Чапаева и полковника Бороздина — умного, волевого и упорного врага революции (которого прекрасно сыграл артист И. Певцов) — раскрывал исторический конфликт новой, революционной России с Россией царской, эксплуататорской, отсталой (см. ст. «Чапаев»),
Главной темой советского кино стала современность, трудовые подвиги советских людей. Документальные фильмы режиссеров Р. Кармена, И. Копалина, М. Слуцкого рассказывали о строительстве новых заводов, о завоевании Арктики, о межконтинентальных полетах летчиков, об успехах колхозной деревни (см. ст. «Документальное кино»). Люди социалистического труда были показаны в ряде выдающихся художественных фильмов. Артист Н. Боголюбов создал образы большевиков-руководителей, пламенных пропагандистов идей коммунизма в фильмах режиссера Ф. Эрмлера «Крестьяне» (1935) и «Великий гражданин» (1938 — 1939).
Артисты Б. Андреев, П. Алейников, Н. Крючков прославили советских шахтеров в картинах «Большая жизнь» (1-я серия, 1940) Л. Лукова и «Ночь в сентябре» (1939) Б. Барнета. Артистка В. Марецкая создала образ талантливой русской женщины, прошедшей путь от батрачки до депутата Верховного Совета («Член правительства», 1940, режиссеры И. Хейфиц и А. Зархи). Артисты Б. Щукин и В. Белокуров показали героизм советских людей («Летчики», 1935, Ю. Райзман; «Валерий Чкалов», 1941, М. Калатозов).
Героике современности, мужеству и подвигам советской молодежи посвятил свои фильмы режиссер Сергей Аполлинариевич Герасимов (р. 1906). Известный киноактер, сыгравший несколько эксцентрических ролей в немых фильмах, он в первых же самостоятельных постановках создает образы и конфликты, раскрывающие сложные процессы формирования нового человека — человека социалистического общества.
В 1936 г. вышел фильм Герасимова «Семеро смелых», вызвавший единодушное одобрение. Жизнь дружного коллектива зимовщиков, затерянных в суровых ледяных просторах Арктики, изображена правдиво и радостно, с живым юмором и искренним лиризмом.
Участница этой и всех последующих картин Герасимова — актриса Тамара Федоровна Макарова (р. 1907) создала обаятельный и светлый образ советской девушки — твердой в убеждениях, непоколебимой в дружбе, нежной и верной в любви.
О героическом строительстве нового города Комсомольска в дальневосточной тайге и о новых взаимоотношениях молодежи в советской деревне с искренностью и простотой рассказывают фильмы Герасимова «Комсомольск» (1938) и «Учитель» (1939).
С работой над этой своеобразной трилогией о советской молодежи началась плодотворная педагогическая деятельность Герасимова, воспитателя нескольких поколений советских киноактеров.
В 30-е годы на экран вышло много хороших кинокомедий, насыщенных музыкой, сочетающих острую сатиру с радостным утверждением того нового, доброго, что рождается социалистическим обществом. «Гармонь» И. Савченко, «Три товарища» С. Тимошенко, «Горячие денечки» И. Хейфица и А. Зархи, «Искатели счастья» В. Корш-Саблина, «Музыкальная история» А. Ивановского, «Подкидыш» Т. Лукашевич, «Девушка с характером» К. Юдина — вот далеко не полный список комедий, имевших заслуженный успех. Особое признание заслужило комедийное творчество режиссеров Г. В. Александрова и И. А. Пырьева.
Григорий Васильевич Александров (р. 1903) — ученик и друг С. М. Эйзенштейна, участник всех его немых фильмов, сорежиссер по «Октябрю» и «Старому и новому». Вернувшись из совместной с Эйзенштейном поездки по США и Мексике, он посвятил себя работе в области кинокомедии. Первая музыкальная джаз-комедия Александрова «Веселые ребята» (1934) удачно сочетала острые карикатуры на обывателей с жизнеутверждающим показом талантливых музыкантов, вышедших из народа. В ней дебютировала лучшая советская комедийная актриса Любовь Петровна Орлова (1902 — 1975), обладавшая наряду с вокальным и танцевальным дарованиями подлинным драматическим талантом.
В фильме «Цирк» (1936) драматические сцены, гневно обличающие расизм, переплетаются с юмористическим рассказом о советском цирке. Г. В. Александров, Л. П. Орлова, композитор И. О. Дунаевский, поэт-песенник В. И. Лебедев-Кумач создали здесь блестящее кинематографическое обозрение, пронизанное музыкой, остроумными шутками и торжественно-праздничным настроением.
Песня о Родине «Широка страна моя родная», впервые прозвучавшая в фильме, стала любимой песней советских людей, а позднее позывными советских радиостанций.
Широкое народное признание получила и музыкальная комедия Александрова «Волга-Волга» (1938), воспевающая талантливость советской молодежи и резко критикующая бюрократизм. Прославленный комик Игорь Владимирович Ильинский (р. 1901; см. ст. «Путь советского театра») создал в этой комедии образ надутого чинуши, подхалима и карьериста Бывалова, тупые реплики которого вошли в пословицы.
Иван Александрович Пырьев (1901 — 1968) тоже начал творческий путь под руководством, Эйзенштейна в 1-м Рабочем театре Пролеткульта. Самостоятельную постановочную деятельность начал с немых сатирических комедий «Посторонняя женщина» (1929) и «Государственный чиновник» (1931), в которых высмеивал обывателей и бюрократов. В сотрудничестве с молодым сценаристом Е. Помещиковым, актерами Мариной Алексеевной Ладыниной (р. 1908), Николаем Афанасьевичем Крючковым (р. 1911) и Борисом Федоровичем Андреевым (р. 1915) Пырьев создал музыкальные комедии «Богатая невеста» (1938) и «Трактористы» (1939), в которых прославлял свободный и вдохновенный труд советской колхозной деревни.
Лучшая комедия Пырьева — «Свинарка и пастух» (1941) — музыкальная лирическая повесть о любви вологодской девушки и юноши из Дагестана. Сценарий в стихах поэта В. Гусева и музыка Т. Хренникова придали этой немудреной истории большую искренность и светлый, жизнеутверждающий колорит.
К наиболее значительным историко-революционным фильмам 30-х годов относятся трилогия о Максиме: «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939) режиссеров Г. М. Козинцева (1905 — 1973) и Л. 3. Трауберга (р. 1902), «Мы из Кронштадта» (1936) режиссера Е. Л. Дзигана (р. 1898) по сценарию Вс. Вишневского и «Депутат Балтики» (1937) режиссеров И. Е. Хейфица (р. 1905) и А. Г. Зархи (р. 1908).
В трилогии о Максиме артист Борис Петрович Чиркбв (р. 1901) создал незабываемый образ русского рабочего парня Максима, прошедшего трудную и героическую школу стачек, демонстраций, тюрем, побегов и ставшего профессиональным революционером.
В «Депутате Балтики» Николай Константинович Черкасов (1903 — 1966) замечательно сыграл роль старого русского интеллигента профессора Полежаева, всем сердцем принявшего революцию. Фильм «Мы из Кронштадта», развивая традиции «Броненосца «Потемкин», дал коллективный образ революционных моряков. Н. К. Черкасов сыграл много сложных и разнообразных ролей: Александра Невского, царевича Алексея, профессора Полежаева, Максима Горького. Мастерство этого артиста может служить примером достижений советской реалистической актерской школы.
В «Щорсе» (1939) А. П. Довженко, «Всадниках» (1939) И. А. Савченко (1906 — 1950), «Последнем маскараде» (1934) М. Э. Чиауре'ли (1894 — 1974), «Зангезуре» (1938) А. И. Век-Назарова (1892 — 1965), в казахском фильме «Амангельды» (1939) М. 3. Левина (1895 — 1946) и узбекском «Клятва» А. Г. Усольцева (р. 1901) были воспеты события революции и гражданской войны в союзных республиках. Эти революционные эпопеи полны национального своеобразия и проникнуты духом интернацио-лизма.
Вершиной советского историко-революционного фильма было создание живого, героического и глубоко человечного образа В. И. Ленина (см. ст. «Фильмы о Ленине»). Режиссер Михаил Ильич Ромм (1901 — 1971), сценарист Алексей Яковлевич Каплер (р. 1904), артист Борис Васильевич Щукин (1894 — 1939) воплотили великий образ вождя революции в фильмах «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» (1937, 1939).
Режиссер Сергей Иосифович Юткевич (р. 1904) и артист Максим Максимович Штраух (1900 — 1974) создали образ В. И. Ленина в фильмах «Человек с ружьем» (1938) и «Яков Свердлов» (1940).
Артистам Щукину и Штрауху нужно было иметь большую творческую смелость, чтобы решиться играть роль Ленина, создать образ гениального вождя революции средствами актерского искусства. Оба артиста сумели творчески воплотить неукротимый ленинский дух, его революционный темперамент, его неодолимую волю и вместе с тем человеческую простоту, обаяние, скромность.
Историческое значение произведений киноискусства, впервые воплотивших великий образ вождя революции, никогда не потускнеет, и никогда не забудутся смелость и талант Бориса Щукина и Максима Штрауха.
Кадр из фильма «Путевка в жизнь». Режиссер Н. В. Экк. 1931. В главной роли Н. П. Баталов.
Кадр из фильма «Большая жизнь». Режиссер Л. Д. Луков. 1940. В главных ролях Б. Ф. Андреев, П. М. Алейников (справа).
Б. П. Чирков в фильме «Юность Максима». Режиссеры Г. М. Козинцев и Л. 3. Трауберг. 1935.
Л. П. Орлова в фильме «Цирк». Режиссер Г. В. Александров. 1936.
Плодотворным было обращение советских кинематографистов и к более ранним периодам истории. Эта высокая задача воспитания патриотических чувств, любви к Родине, веры в ее непоколебимость была выполнена в таких исторических фильмах, как «Петр Первый» (1937 — 1939) В. М. Петрова (1896 — 1966), «Минин и Пожарский» (1939) и «Суворов» (1941) В. И. Пудовкина, «Александр Невский» (1938) С. М. Эйзенштейна, «Богдан Хмельницкий» (1941) И. А. Савченко и др.
Полные движения массовые сцены, достоверность и точность в передаче культуры и быта соответствующих эпох и, главное, яркие героические образы исторических деятелей были главными достоинствами этих фильмов.
Кадр из фильма «Волга-Волга». Режиссер Г. В. Александров. 1938. В роли Бывалова И. В. Ильинский (в центре).
Кадр из фильма «Петр Первый». 1937—1939. Режиссер В. М. Петров. В роли Петра I H. К. Симонов.
Кадр из фильма «Учитель». Режиссер С. А. Герасимов. 1939. В главных ролях Т. Ф. Макарова (слева) и Б. П. Чирков.
Кадр из фильма «Иван Грозный». Режиссер С. М. Эйзенштейн. 1944. В главной роли Н. К. Черкасов.
Режиссеры братья Васильевы: Георгий Николаевич (слева) и Сергей Дмитриевич.
Мировую известность завоевал образ Петра I, созданный Николаем Константиновичем Симоновым (1901 — 1973) в фильме «Петр Первый». В этом же фильме выдающийся советский актер Михаил Иванович Жаров (р. 1900) создал незабываемый многогранный и противоречивый образ Меншикова — сподвижника Петра I. Жаров сыграл в кино еще много интересных ролей: Кудряша («Гроза», 1934), Смирнова («Медведь», 1938), дьяка Гаврилы («Богдан Хмельницкий», 1941), разака Перчихина («Оборона Царицына», 1942), партизана Русакова («Секретарь райкома», 1942) и многие другие.
Мрачные силы Фашизма, раздувавшие военный пожар, не могли не привлечь внимания советских кинематографистов. Появились фильмы «Семья Оппенгейм» (1939) по роману Л. Фейхтвангера (режиссер Г. Рошаль), «Профессор Мамлок» (1938, режиссеры Г. Раппопорт и А. Минкин) и «Болотные солдаты» (1938, режиссер А. Мачерет) по произведениям известного немецкого писателя-антифашиста Ф. Вольфа.
В фильмах «Аэроград» (1935) А. Довженко, «На границе» (1938) А. Иванова и других слышались призывы к бдительности, к защите достижений Советской страны, нерушимости ее границ.
«Чапаев»
«Это несомненно лучший исторический фильм, отображающий героику и пафос гражданской войны. Фильм смотрится легко, с захватывающим интересом», — писал о «Чапаеве» маршал С. М. Буденный.
Более сорока лет прошло со дня выхода этого выдающегося фильма на экран, а он нисколько не устарел. У «Чапаева» славная история. Когда фильм в 1934 г. вышел на экраны нашей страны, зрители на его просмотры ходили как на демонстрацию: с флагами и лозунгами. На этих лозунгах было написано: «Мы идем смотреть «Чапаева». Встреча с «Чапаевым» была для людей праздником.
Фильм смотрели бойцы интернациональных бригад в Испании в 1937 г. Тогда в стране шла гражданская война, и «Чапаев» стал боевым оружием республиканцев. В годы Великой Отечественной войны бойцы смотрели «Чапаева» на фронте и нередко после просмотра шли прямо в бой. В осажденном Севастополе военные моряки сразу же после сеанса отбивали атаки фашистов одну за другой, потому что поклялись именем Чапаева не отдавать врагам город.
Сколько поколений мальчишек и девчонок, которые сегодня уже сами стали мамами и папами, бабушками и дедушками, смотрели фильм с замиранием сердца, надеясь, что Чапаев не погибнет в свинцовых волнах реки Урал.
Фильм о легендарном герое гражданской войны по праву считается шедевром советского кино, выдающимся произведением социалистического реализма. Он оказал огромное влияние на развитие отечественного и зарубежного кино. Ему рукоплескали в Москве и Париже, Нью-Йорке и Токио, Варшаве и Риме. Его знают во всем мире.
В основу фильма положена одноименная повесть писателя Д. Фурманова. Поставили фильм «Чапаев» кинорежиссеры братья Васильевы (на самом деле они не братья, это псевдоним Сергея и Георгия Васильевых).
В чем же секрет такого успеха фильма? Прежде всего в поразительной достоверности и народности. Образ Чапаева сразу же полюбился зрителям. Чапаев покоряет нас своей храбростью, силой воли, юмором, даром полководца. В фильме убедительно и достоверно показана эволюция характера героя. На наших глазах Чапаев из вожака партизанского отряда превращается в подтянутого, дисциплинированного командира Красной Армии.
Артист Б. Бабочкин нашел выразительные краски для характеристики своего героя. Достойным соратником и наставником Чапаева показан в фильме комиссар Фурманов, роль которого сыграл артист Б. Блинов. Человек несгибаемой воли и твердого характера, Фурманов деликатно перевоспитывает строптивого комдива.
Мастерство Васильевых наиболее ярко проявилось в батальных сценах фильма. Незабываема знаменитая психическая атака белых на чапаевские позиции. Режиссеры в этом эпизоде с помощью виртуозного монтажа добиваются поразительного эмоционального воздействия на зрителя. Впечатляющи и трагичны финальные кадры фильма: раненого Чапаева враги расстреливают из пулемета, а он не сдается, не хочет умирать.
Чапаев погиб, но он навечно остался в нашей памяти. Фильм «Чапаев» с триумфом прошел по экранам мира. Он и сегодня в строю, этот вечный фильм. Новые поколения зрителей так же, как много лет назад, смотрят его с огромным интересом.
2i.SU ©® 2015