2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Кино 20-х годов в Европе

После первой мировой войны европейские кинематографисты убедились, что все позиции находятся в руках американцев. Мощная киноиндустрия Голливуда выпускала до 300 — 400 картин в год.

Единственной в Европе кинематографией, расцветшей сразу после войны, была кинематография нейтральной, невоевавшей Швеции. Режиссер Виктор Шёстрём (1879 — 1960) создал реалистические фильмы «Сыновья Ингмара» (1918), «Возница» (1920) по романам Сельмы Лагерлёф. Эти фильмы исполнены национального своеобразия, показывают картины скупой северной природы, характеры спокойных, мечтательных людей.

Не так ровно, сложнее, труднее развивалась кинематография во Франции и Германии. Интеллигенция побежденной Германии искала выхода в мистике и фантазии, стремясь отвлечься, уйти от противоречий буржуазной действительности с ее кризисами, безработицей, порождающей страх перед завтрашним днем, с ее индивидуалистической моралью, утверждающей, что человек человеку волк. Проявлением этих настроений в искусстве явился экспрессионизм — очень сложное направление, выражающее крайне субъективное отношение художников к жизни. Многие художники-экспрессионисты — в поэзии Бехер, Вайнерт, в драматургии Брехт, в живописи Гросс, в театре Пискатор — приходили к мысли о необходимости революционного преобразования жизни. Но большинство стремилось отвернуться от жизни, забыться, уйти в мир мечты.

Ярчайшее проявление экспрессионизма в кино — фильм режиссера Роберта Вине (1881 — 1938) «Кабинет доктора Калигари» (1919). Он повествует о душевнобольном враче, который показывал на ярмарке спящего загипнотизированного человека — сомнамбулу, а по ночам заставлял его совершать страшные преступления.

Уход в фантазию, к героическому прошлому или к утопическому будущему характерен для творчества романтика Фрица Ланга (1890 — 1976). Его нашумевший двухсерийный фильм «Нибелунги» (1924) проникнут духом немецкого национализма. «Метрополис» и «Женщина на Луне» говорят о неприятии Лангом современной жизни.

Немецкие кинематографисты того времени внесли вклад главным образом в декорационное и операторское оформление фильмов. Характерно, что мастера-реалисты всегда стремились к изображению реальной жизни, живой природы: фильмы Эйзенштейна, Пудовкина и Довженко сняты почти целиком на натуре, в горах и долинах Калифорнии сняты лучшие американские картины, на улицах Парижа — французские. А немецкие фильмы снимались в огромных павильонах «УФА». Могучий киноконцерн «УФА», принадлежавший банкам, неуклонно наращивал производство. Появились многосерийные экзотические боевики «Индийская гробница» и «Владычица мира» (в 8 сериях) режиссера Джоэ Мая, «Жена фараона» и «Кармен» режиссера Эрнста Любича (1892 — 1947).

Среди потоков коммерческих картин с явно реакционным, националистическим душком подчас появлялись и серьезные, реалистические картины, правдиво показывающие общественные противоречия Германии, бедствия и лишения трудящихся, ажиотаж наживающейся буржуазии. Лучшими фильмами этого прогрессивного направления были «Последний человек» (1925) режиссера Фридриха Вильгельма Мурнау (1889 — 1931) и «Безрадостный переулок» (1925) режиссера Георга Вильгельма Пабста (1885 — 1967). В первом фильме в правдивой и на редкость выразительной форме рассказывалось о бесправии человека, всю жизнь прослужившего швейцаром в богатой гостинице и безжалостно выброшенного на улицу в старости. Во втором фильме показана нищета разоренных войной людей, всецело зависящих от прихоти преуспевающей, нажившейся на бедствиях народа буржуазии. Эти два лучших фильма немецкого немого кино по праву входят в число шедевров критического реализма.

Наиболее яркой фигурой в кино Франции послевоенных лет был Абель Ганс (р. 1889). Его киноповесть о паровозном машинисте — «Колесо» (1923) — была сделана под влиянием романа «Человек-зверь» Э. Золя и поражала поэтическим изображением труда на железной дороге, ритмичным монтажом, неожиданными ракурсами, съемкой с движения.

Несколько лет проработал Абель Ганс над монументальным фильмом о Наполеоне. Это произведение, вызвавшее многолетние споры, было неровным, не всегда исторически точным. Но изобразительное мастерство, эксперименты с тройным экраном (действие массовых сцен разворачивалось одновременно на трех экранах, искусно сочетались крупные и общие планы) и великолепный ритмический монтаж сделали фильм «Наполеон» (1927) значительным явлением в мировом киноискусстве.

Вскоре эксперименты в области языка кино начали принимать во Франции самодовлеющий характер. Содержание фильма было объявлено несущественным. Не жизнь, не правда действительности, а прихотливая фантазия художника становилась источником искусства. Болезненные мечты шизофреника, сновидения, игра света и тени, ритм работающих машин, любование предметами, неузнаваемо снятыми в необычных ракурсах, ритм монтажа — все это ставилось над реализмом, считалось выше его и получило название сюрреализм. Художники, занимающиеся постановкой сюрреалистических короткометражек, считали, что они идут впереди мирового киноискусства, и назвали себя «Авангардом».

Кадр из фильма «Под крышами Парижа». Режиссер Р. Клер. 1930.

В этой среде вырос один из крупнейших режиссеров французского и мирового кино — Рене Клер (р. 1898). Однако он преодолел традиции «Авангарда» и стал художником-реалистом. Этот прекрасный режиссер создал фильмы, в которых раскрыл специфические возможности кинематографа: делать реальную жизнь волшебной, фантастической.

В 1923 г. Рене Клер поставил свой первый фильм — «Париж уснул». Эта очаровательная утопическая комедия рассказывала о таинственных лучах, в одно мгновение остановивших жизнь Парижа. Приключение группы людей (куда входили полицейский и вор, рабочий и буржуа, летчик и прелестная девушка) в заснувшем городе дали возможность раскрыть и подчеркнуть уродливость буржуазного общества, быта, морали. Рене Клер остроумно использовал замедление и ускорение движения, стоп-камеру, размножение кадра. Благодаря этому реальная жизнь, снятая в фильме, подчинялась фантазии режиссера.

Необычайный фильм вызвал восторги сторонников формалистического направления в кинематографии — авангардистов. И вместе с тем Рене Клер оставался реалистом, он пользовался фантастическими сюжетами, чтобы бичевать пороки буржуазного общества и бороться за гуманизм («Призрак Мулен-Ружа», 1925; «Соломенная шляпка», 1927; «Двое робких», 1928).

Кадр из фильма «Страсти Жанны д'Арк». Режиссер К. Дрейер. 1927. В главной роли Р. Фальконетти.

Рядом с Рене Клером успешно работали Жан Ренуар (р. 1894), сын известного художника-импрессиониста, и Жак Фейдер (1888 — 1948). В своих лучших фильмах Ренуар («Дочь вод», 1925; «Нана», по Золя, 1926; «Маленькая продавщица спичек», 1927) и Жак Фейдер («Кренкебиль», по Анатолю Франсу, 1922; «Кармен», по Мериме, 1926; «Тереза Ракен», по Золя, 1928) развивали традиции импрессионистической живописи и реалистической литературы.

Одним из лучших произведений французского немого кино стала постановка датского режиссера Карла Дрейера (1889 — 1968) «Страсти Жанны д'Арк» (1927). Актриса Рене Фальконетти сыграла свою единственную роль в кино с такой силой, психологической глубиной и женственной мягкостью, что навсегда вошла в историю киноискусства. Разнообразно используя крупные планы, режиссер дал целую галерею характеров судей и палачей Жанны.

Немое кино исчерпывало свои возможности. Экран должен был заговорить. Первые патенты на звуковое кино («Три-Эргон», 1925) были куплены и похоронены голливудскими фирмами, торгующими немыми фильмами. Но конкуренция заставила фирму братьев Уорнер выпустить в 1927 г. звуковой фильм «Певец джаза». Огромный коммерческий успех фильма вызвал новые музыкальные фильмы, и с этого времени американское кино решительно перестраивается на звук.

В 1930 г. французский режиссер Рене Клер поставил свой первый звуковой фильм «Под крышами Парижа», в котором удачно использовал музыку, песенки и лаконичные выразительные реплики.
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru