2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Американское кино. Чарли Чаплин

Оставшийся в стороне от трагедий первой мировой войны, американский Голливуд рос как на дрожжах — туда начали съезжаться кинематографисты со всего мира. Щедрость крупнейших банков и концернов, прекрасная техническая оснащенность студий, ловкость сценаристов, приспосабливавших для экрана любое произведение литературы, мастерство и опыт режиссеров и, главное, блеск, обаяние и красота актеров, которых стали называть кинозвездами, — все это вывело американское кино на экраны мира, позволило выпускать сотни картин в год. В основном это были малосодержательные, коммерческие, развлекательные фильмы. Они преследовали одну лишь цель — отвлечь зрителей от серьезных социальных проблем, не дать им задуматься над тем, как страшен буржуазный мир наживы и эксплуатации.

Почти два десятилетия горячей любовью публики пользовались обаятельная актриса Мэри Пикфорд (р. 1893) и самый задорный и мужественный из всех киногероев — Дуглас Фэрбенкс (1883 — 1939).

Мэри Пикфорд была воспитана на студии Гриффита (см. ст. «Рождение кино»). Ее героини напоминали Золушку. Очаровательная и беззащитная, она смотрела своими огромными темными глазами умоляюще и наивно. Порой ее героиня бывала грациозной и лукавой, порой трогательно комичной, но всегда безукоризненно честной и доброй. Лучше всего актрисе удавались роли провинциальных американских девушек («Этот маленький чертенок», «Длинноногий папочка» и др.).

Так же популярен был и Дуглас Фэрбенкс. Надевал ли он средневековые доспехи («Робин Гуд») или восточные шаровары («Багдадский вор»), брался за французскую шпагу («Три мушкетера») или за мексиканский бич («Знак Зорро»), сквозь гримы и костюмы всегда проглядывал неунывающий, находчивый, предприимчивый и смелый американец.

Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс создали положительные образы американцев. Были в этих героях черты примитивные, показные, но было и подлинное обаяние, сила и доброта. Однако это всегда были счастливцы, которые не задумывались над оборотной стороной американской действительности, а она была совсем неприглядна.

Другой герой американского кинематографа взглянул на послевоенное процветание США глубже и под-. верг его осмеянию. Создал этого знаменитого героя великий артист кино Чарли Чаплин.

Чарлз Спенсер Чаплин родился в 1889 г. в Лондоне в семье эстрадного артиста. Семья сильно нуждалась, и с шестилетнего возраста Чарли тоже стал работать на эстраде. Вместе с мюзик-холлом, где он пел, танцевал, жонглировал, выступал в акробатических номерах, Чаплин в 1913 г. приехал в США и через год начал работать у режиссера М. Сеннетта.

Вначале комической маской Чаплина был щеголь Чэз в шикарном сюртуке и цилиндре, с большими свисающими усами. Но постепенно артист пришел к комическому и трогательному образу бродяжки Чарли: в огромных рваных башмаках, в широких спадающих брюках, в куцем пиджачке, но неизменно в котелке и с тросточкой. Большие печальные глаза контрастировали с маленькими кокетливыми усиками.

В десятках маленьких комедий, поставленных самим Чаплином, бродяжка Чарли ожесточенно боролся за существование: слабый, доверчивый, беззащитный, он мог быть ловким, упорным и даже коварным. Он не только отстаивал себя, но и боролся за справедливость, защищал слабых, наказывал порочных. За что только не брался Чарли: он был и банкиром, и маляром, и попрошайкой, и полицейским, и механиком, и батраком, и даже Тарзаном...

Раскачиваясь, как утка, и широко разворачивая носки, он брел по дорогам Америки, встречая тысячи несправедливостей и невзгод, но не унывал и всегда боролся за добро и человечность — наивный, капризный, беспомощный и бесстрашный, как ребенок. Ребенок с огромными печальными глазами мудреца.

В годы первой мировой войны социальная заостренность комедий Чаплина возрастает. В «Собачьей жизни» и «Тихой улице» он резко высмеивает мнимое американское благополучие, фальшивую благотворительность, показное благочестие. В фильме «На плечо!» он показывает бессмысленную жестокость войны. В комедии «Малыш» (1920) борется за доброту и человеческое достоинство, а в «Пилигриме» (1922) высмеивает ханженство и мещанство.

В 1923 г. Чаплин ставит единственную картину, в которой сам не участвует, — драму «Парижанка», осуждающую буржуазную мораль, но затем снова., возвращается к комедиям.

Чарли Чаплин в фильме «Золотая лихорадка». 1925.

«Золотая лихорадка» (1925) — одно из наиболее зрелых и совершенных произведений Чаплина, это, бесспорно, один из лучших фильмов всех времен и народов. Чаплин играет в нем золотоискателя — маленького, доброго, влюбчивого человека, пытающегося жить среди грубых, жестоких, одержимых жаждой наживы людей. Над ним злобно издеваются, когда он влюбляется в девушку из бара, где пьянствуют, играют в карты и пляшут удачливые старатели и наглые авантюристы. Он голодает, обедает собственным ботинком, втягивая шнурки, как макароны, обсасывая гвозди, словно косточки. И все же он выживает, находит золото, спасает своих друзей.

В последней немой комедии — «Цирк» (1928) Чаплин, которого к этому времени начинает травить буржуазная пресса, дает верную и страшную картину положения художника в капиталистическом обществе. В этом фильме есть удивительные кадры. Актер блистательно проводит сцену балансирования на канате, в то время как маленькие злые обезьяны хватают, теребят, кусают его лицо.

Комедии Чаплина резко обличительны, но в то же время они пронизаны верой в человека, радостью жизни, оптимизмом. Они поистине гуманистичны.

Рядом с Чаплином в Голливуде работали еще несколько высокоодаренных комиков. Лучшие из них — сосредоточенный, никогда не улыбающийся Бастер Китон, великолепно пародировавший стандартные американские фильмы, и жизнерадостный юноша в шляпе и роговых очках — Гарольд Ллойд. Вместе с ними Чаплин создал школу эксцентрической кинокомедии, прославившей американское кино на весь мир.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru