Идет международный симпозиум. Советский ученый-физик делает доклад. Вместо плакатов и таблиц на стене киноэкран.
В народе говорят: «Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать». Докладчик учел народную мудрость — фильм, который шел на экране, помог собравшимся увидеть то, о чем рассказывал ученый: как ставились и проводились опыты. Снял его физик-кинолюбитель.
Кадр из фильма «Я вас любил». Режиссер И. А. Фрэз. 1964.
Другой кинолюбитель — географ и альпинист — снял уникальный фильм-документ о реставрации шпиля Петропавловского собора в Ленинграде, и весь мир узнал о беззаветном мужестве советских реставраторов, проводивших работы на высоте 122,5 м.
Благодаря кинолюбителям, чемпионам СССР по альпинизму, снявшим замечательный фильм «Пять тысяч тонн над головой», мы увидели, как оторвавшуюся и нависшую над Нурекской ГЭС скалу альпинисты прикрепили тросами к горному массиву.
Интереснейшие документы о нашем времени, о жизни и труде наших современников — рабочих и служащих нашей страны — нам оставляют участники заводских кинолюбительских студий. Их фильмы — это живые рассказы о жизни бригад коммунистического труда, об их славных делах и буднях. Но как стать кинолюбителем?
Кинолюбительство — это увлечение, предоставляющее прекрасные возможности для развития творческих способностей. Это кинематограф для себя. Обычно любительские киноленты не показывают широкому кругу зрителей, хотя порой они представляют большой общественный интерес, потому что живо отражают наше время, наш образ жизни. В некоторых случаях такие «домашние» фильмы потом оказываются фиксацией первых шагов замечательных людей. Кстати, именно кинолюбители предоставили нам возможность увидеть мальчиком Андриана Николаева и юношей Юрия Гагарина.
Достижения любительского кинематографа в нашей стране огромны. У нас ежегодно происходят киносмотры и фестивали любительских картин. Но любительские фильмы могут попасть на фестиваль только в том случае, если они и творчески и технически сделаны на высоком уровне. А для этого нужно овладеть сценарным, операторским и режиссерским мастерством.
Во многих школах нашей страны созданы кинокружки и даже маленькие студии, и ребята снимают интересные фильмы. В Домах и Дворцах пионеров тоже есть студии. Некоторые из юных участников студий выбирают себе в дальнейшем профессию кинематографистов. Но главная задача, которую ставят перед собой студии кинолюбителей, — это все же не подготовка кинематографистов-профессионалов, а приобщение к киноискусству школьников всех возрастов. Для этого в школьной студии изучают вопросы техники кино и, главное, учатся художественно решать кинематографические задачи.
Самое главное для кинолюбителя — это усвоить особый язык кинематографа, 'и в частности монтаж, т. е. умение соединять снятые кадры в той последовательности, которую определяет содержание сценария. Например, снимая весну, надо постараться показать ее не по шаблону, а по-своему. Можно снять цветущие деревья, а можно прекрасно показать весну на ручейке, только что выбежавшем из снежного сугроба.
Съемку надо хорошо подготовить: выбрать сценарий, разработать операторские задачи, проверить аппаратуру и т. д. В кинематографе сейчас используют пять форматов пленки: 8-мм, «Супер-8», 16-мм, 35-мм и 70-мм, так называемую широкоформатную. Пленка для кинолюбителей — 8 мм, «Супер-8» и 16-мм. Умение обращаться с этой пленкой требует определенных навыков и тренировки.
В школьной студии должны быть осветительная аппаратура, проектор и, конечно же, химикалии, необходимые для проявления пробных кусочков, так называемых проб, а иногда и целого фильма (см. т. 5 ДЭ, статьи «Фотоаппарат и киносъемочная камера» и «Техника кино»).
Подспорьем для работы кинолюбителя может служить фотография. До съемок кинофильма следует создать фотофильм, т. е. отснять большое количество фотографий об одном и том же факте, а потом сделать из них монтаж.
Первыми вашими фильмами должны быть документальные фильмы, так как игровые фильмы сложнее. Игровые фильмы следует снимать только в том случае, если в студии есть люди, которые могут помочь вам в работе с актерами, т. е. помочь вам стать режиссерами.
Большую роль в детской киносамодеятельности играют также мультипликационные рисованные и кукольные фильмы. Такие фильмы снимались в школах Москвы, Ярославля, Ленинграда и др. Наиболее интересные мультфильмы были сделаны в кишиневской детской студии «Флоричика». Мультфильмы требуют максимального внимания, фантазии, терпения от ребят. Они дают возможность привлечь к фильму юных художников и скульпторов.
В Советском Союзе сейчас около 5 тыс. студий кинолюбителей. Организованы студии в средних школах, на заводах и в учреждениях, в армии, в училищах системы спецпрофобразования и в вузах. Все больше и больше появляется кинолюбителей не только в городе, но и на селе.
В 1957 г. при Союзе кинематографистов была создана комиссия по работе с кинолюбителями. Именно эту дату можно считать началом организованного кинолюбительского движения в СССР. Сейчас Союз кинематографистов совместно с ВЦСПС проводит все смотры кинолюбительских фильмов в стране. Во многих городах нашей Родины существуют киноклубы. Школьники наравне со взрослыми участвуют в смотрах этих клубов со своими фильмами.
Сейчас в Москве и Ленинграде в институтах культуры готовят специалистов — режиссеров — руководителей любительских киностудий и фотостудий. Такая специализация впервые в мире создана у нас в стране. Профессиональные кинематографисты Советского Союза, члены Союза кинематографистов СССР, Всесоюзной комиссии по работе с кинолюбителями ведут семинары, участвуют в жюри конкурсов, в республиканских и областных смотрах. Лучшие любительские картины показывают в кинотеатрах и по телевидению.
Многие крупные деятели современного кино вышли из любительской кинематографии, например Г. Панфилов — режиссер фильмов «В огне брода нет», «Начало».
Ежегодно собираются кинолюбители социалистических стран на смотр. Советский Союз входит также в международный союз кинолюбителей «УНИКА».
2i.SU ©® 2015