Что такое детские фильмы? Принято считать, что это фильмы, которые снимаются специально для детей, в которых дети играют главную роль и где даются ответы на вопросы, важные и интересные детям.
Однако если спросить у ребят, какие фильмы им больше всего нравятся, то они ответят: «Чапаев», «Семнадцать мгновений весны», «Кавказская пленница» — все фильмы для взрослых.
Вы, вероятно, видели фильм «Тимур и его команда» (см. ст. «Фильм удивительной судьбы»). Играют в нем ребята, и вопросы, которые ставятся в этой картине, интересны прежде всего ребятам. Детская картина? Конечно. Снимали ее специально для детей. Но эту картину смотрят с удовольствием все: и взрослые и дети.
Какой же должна быть картина, чтобы мы назвали ее детской? Наверное, если идея фильма особенно важна рабятам, — значит, картина детская.
Все жанры художественных фильмов представлены в детском кино: драмы и комедии, сказки и фантастические приключения, фильмы об исторических героях и о самых простых школьниках, таких, как вы сами. И наверное, если такая картина вам нравится, вы думаете: «Счастливые ребята, которых
снимали. Если бы мне повезло и меня выбрали, я бы не хуже сыграл». В большинстве случаев так оно и есть. Играть детские роли в фильме могут очень многие ребята. А выбирают тех, кто больше всего похож на героев будущего фильма.
Детский фильм, как и всякий другой, начинается с того, что писатель сочиняет литературный сценарий. Первым после писателя над сценарием задумывается кинорежиссер. Режиссер выбирает детей-артистов и взрослых артистов, репетирует с ними сцены из будущего фильма и подробно излагает свои мысли, чтобы все участники съемки помогли ему выразить замысел фильма, его идею.
Может быть, кто-нибудь подумает, что и впрямь совсем нетрудно ребятам играть роли в кино: слова написаны писателем, жесты покажет режиссер. Это, конечно, не так. И плачут ребята в кино, и смеются по-настоящему, и на лошадях, если надо, скачут, снимаются и в мороз, и в жару.
— А как в кино дерутся? — спросили ребята одного режиссера.
— По-настоящему, — ответил режиссер. — Как кто начинает шалить, я говорю — побейте этого мальчика. Его бьют, а мы тем временем снимаем.
Рассмеялись ребята, не поверили — и правильно сделали. Драки в кино, схватки и бои репетируют очень тщательно, как танцы в балете. Большое требуется умение. И как вы сами понимаете, для этого нужны сообразительные, волевые и трудолюбивые ребята. Работа над фильмом длится долго, около года. Только съемки идут 4 — 5 месяцев. А ведь ребята в это время еще и учатся в школе. Прибавьте к урокам 4 — 5 часов ежедневной работы на киностудии. Без воли и трудолюбия никак не обойдешься.
Из немых детских фильмов самым известным был фильм «Красные дьяволята» режиссера И. Н. Перестиани, снятый в 1923 г. по повести П. А. Бляхина. Ребята очень любили этот фильм. В нем были и подвиги, и верная дружба, и опасные приключения.
В 1931 г. был снят первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» режиссера Н. В. Экка, а в 1933 г. на экраны вышел другой любимый детьми фильм — «Рваные башмаки» режиссера М. А. Барской. И во всех этих фильмах снимались дети.
В 1936 г. начала работать студия «Союздетфильм» — первая в мире киностудия детского кино, и количество фильмов для детей увеличилось вдвое. С 1930 по 1935 г. было снято 40 фильмов, а с 1935 г. до начала войны — 80. Это были самые разные фильмы: сказки «По щучьему велению» (1938) и «Василиса Прекрасная» (1940) режиссера А. А. Роу; экранизации детских книжек — «Доктор Айболит» (1939) по К. И. Чуковскому (режиссер В. В. Немоляев) и «Белеет парус одинокий» (1937) по повести В. П. Катаева (режиссер В. Г. Легошин); прекрасные историко-революционные фильмы «Яков Свердлов» (1940; режиссер С. И. Юткевич) и «Дума про казака Голоту» (1937; режиссер И. А. Савченко) по повести А. П. Гайдара «Р.В.С.».
Во время войны был снят фильм «Жила-была девочка» (1944; режиссер В. В. Эйсымонт) — про то, как дети боролись со смертью в тяжелейшие годы блокады Ленинграда.
В первые послевоенные годы детских фильмов снимали очень мало, но и в это время были интересные картины, например «Здравствуй, Москва!» режиссера С. И. Юткевича — о самодеятельности в ремесленных училищах, «Каменный цветок» режиссера А. Л. Птушко, «Первоклассница» режиссера И. А. Фраза.
В наши дни в детском кино происходит много интересного. Бывшая студия «Союздетфильм» теперь называется Центральной киностудией детских и юношеских фильмов имени М. Горького.
Наш детский кинематограф может гордиться многими славными именами. Например, Александр Лукич Птушко (1900 — 1973) — режиссер и художник, сказочник с неистощимой фантазией, изобретатель диковинных киночудес. «Новый Гулливер» (1935) — первый в истории кино полнометражный кукольный фильм, «Золотой ключик» (1939), «Каменный цветок» (1946), «Илья Муромец» (1956), «Сказка о потерянном времени» (1964), видите, какие у него все разные фильмы, и в каждом было что-то новое, впервые сделанное в кино. В 1974 г. режиссер Илья Абрамович Фрэз (р. 1909) получил Государственную премию за фильм «Чудак из пятого Б».
Кадр из фильма «Золотые рога». Режиссер А. А. Роу. 1973. В роли Бабы Яги Г. Ф. Милляр.
Детские фильмы показываются и награждаются призами на международных фестивалях. Режисверов и актеров детского кино отмечают наградами. Например, Лену Проклову, двенадцатилетнюю исполнительницу главной роли в фильме «Звонят, откройте дверь» (1966; режиссер А. Н. Митта), отметили в Венеции в 1966 г., там фильм получил Большой приз, а в Москве на «Мосфильме» ей присудили диплом за лучшую женскую роль года.
В наше время признано, что советское детское кино — лучшее в мире и что у нас снимается больше всего детских картин.
Но и в других странах тоже делают фильмы для детей и с детьми в главных ролях. Много интересных сказок и фантастических фильмов поставил французский режиссер Ж. Мельес (см. ст. «Рождение кино»). Его маленькие немые фильмы трогают и веселят зрителей простодушной и доброй выдумкой.
В 1920 г. выдающийся американский режиссер и актер кино Чарлз Чаплин снял фильм «Малыш». В нем рассказывается история мальчика-сироты, которого подобрал и воспитывает нищий бродяга.
В этом фильме прославился маленький мальчик Джекки Куган. В Америке работал другой замечательный режиссер и художник детского кино — Уолт Дисней (см. ст. «Зарубежное кино 30-х годов»).
Талантливый режиссер детского кино — француз Альбер Ламорис (1922 — 1971). Его фильм «Красный шар» (1956) любят дети всех стран. Это фильм-сказка, хотя действие происходит в наши дни.
В Чехословакии, где делают много интересных детских фильмов, работает талантливый режиссер Карел Земан (р. 1910). «Тайна острова Век-Кап» (1958) — один из его наиболее известных фильмов. В нем оживает мир старинных иллюстраций к романам Жюля Верна. Земан поставил и интересные кукольные фильмы.
Создают детские фильмы болгарские, польские режиссеры и режиссеры других социалистических стран (см. ст. «Киноискусство стран социализма»).
Фильм удивительной судьбы
История слова «тимуровец» связана с фильмом «Тимур и его команда», поставленным накануне войны режиссером Александром Ефимовичем Разумным (1891 — 1972) по сценарию Аркадия Гайдара.
...Позади долгие раздумья, поиски, творческие споры писателя и режиссера. Как будто все хорошо. Главным героем должен стать пионер Тимур, создавший из ребят дачного поселка команду, которая поставила перед собой благородную цель — помогать семьям воинов Красной Армии, охранять их дома и покой так же верно, как охраняют покой страны их близкие, несущие воинскую службу. В те предгрозовые годы дело Тимура и его команды встретило живой отклик в ребячьих сердцах.
В острой борьбе происходит действие фильма. Ведь хулиган Квакин и его «по-
допечные» грабят сады, портят людям жизнь, нарушают покой. Тимур и Квакин оказались лицом к лицу и вступили в непримиримую борьбу. Тимур и его верные друзья побеждают потому, что на их стороне правда, честность, смелость.
Но убедительна ли история фильма? Полюбят ли новые зрители Тимура, захотят ли походить на него? Эти мысли очень тревожили авторов фильма, и они устроили предварительное обсуждение сценария в Московском Дворце пионеров, чтобы решить быть или не быть такому фильму?
Когда закончили чтение сценария, в зале было тихо. Потом послышались голоса пионеров:
— Таких идеальных ребят, как Тимур, не бывает! В него никто не поверит...
И вдруг встала девочка и громко сказала:
— Нет, бывает! В нашем дворе живет такой же мальчик, как герой сценария.
Слова этой девочки очень обрадовали Гайдара. Вскоре он написал повесть с тем же названием. Она появилась почти одновременно с фильмом.
Во время съемок фильма авторы сделали еще одну проверку своего замысла: все участники картины жили по законам тимуровской команды — помогали взрослым и друг другу, занимались спортом, работали по хозяйству, учились ловкости.
А после выхода фильма по всей стране началось замечательное движение
тимуровцев, можно сказать, что оно составило новую эпоху в пионерской истории.
И в годы Великой Отечественной войны, и в наше время оно принесло стране
огромную пользу, воспитало несколько поколений советских людей. Гордое
слово «тимуровец» с уважением произносят взрослые и дети.
2i.SU ©® 2015