2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Научно-популярное кино

Научно-популярные фильмы служат популяризации науки, распространению знаний, воспитанию научного мировоззрения. В простой, занимательной форме рассказывают такие фильмы об истории и достижениях науки и техники, о жизни и деятельности известных ученых и изобретателей, о научных методах организации производства, об охране природы, о жизни животных и растений, о творчестве выдающихся деятелей искусства и литературы.

В отличие от художественного игрового фильма, где в центре внимания находятся человеческие судьбы и характеры, в научно-популярном фильме мы имеем дело с движением и развитием человеческой мысли, с ее проникновением в тайны окружающего нас мира. Автор научно-популярного фильма прежде всего интересуется сложными связями научных явлений. И поэтому вполне естественно, что научно-популярный фильм создается в тесном сотрудничестве кинематографистов и научных работников. Это одна из важных особенностей научно-популярного кино.

Центральной студии научно-популярных фильмов в Москве надо было снять фильм «О происхождении и развитии жизни на Земле» (автор и режиссер В. А. Шнейдеров). Кинематографисты, решившие путешествовать в прошлое, должны были иметь опытных проводников. Ими стали ученые. Под их руководством художники киностудии сделали множество рисунков растений и животных в различные периоды истории Земли. Затем все рисунки последовательно перевели на кинопленку. Когда рисунки «ожили» на экране, зрители смогли совершить зримое путешествие в далекое прошлое.

При помощи мультипликации кинематографисты проникли, казалось бы, в область вовсе не доступную — в творческую лабораторию А. С. Пушкина. Авторы фильма «Рукописи Пушкина» (1937) — сценарист С. Владимирский, режиссер А. Егоров, литературовед С. Бонди — взяли в музее один листок из рукописей Пушкина — начало «Медного всадника» — и при участии ученых-текстологов восстановили последовательность записей. В результате с помощью мультипликации удалось показать на экране сложную творческую работу Пушкина над рукописями.

Такой же метод исследования рукописей использовали Г. Фрадкин и Ф. Тяпкин — создатели известных фильмов о В. И. Ленине — «Рукописи В. И. Ленина» (1960) и «Знамя партии» (1961). Пользуясь лишь скупыми выразительными средствами рукописного текста и документальных фотографий, они вводят нас в обстановку титанического труда В. И. Ленина — вождя, борца и мыслителя. Конечно, и при создании этих фильмов потребовалась деятельная помощь ученых-текстологов, изучающих ленинское рукописное наследие.

Благодаря сотрудничеству с учеными удается создавать такие научно-популярные фильмы, как «Перед прыжком в космос» (1960, режиссер В. Моргенштерн), «Человек вышел в космос» (1965, режиссер Г. Косенко), «Полет в будущее» (1970) и «Звездный дом» (1975, режиссер Н. Макаров), в которых запечатлены не только сам факт беспримерных научных подвигов советских космонавтов, предшествовавшие полетам эксперименты, тренировка летчиков-космонавтов, но и проводимая космонавтами экспериментальная и исследовательская работа на борту орбитальных пилотируемых научных станций «Салют» и космических кораблей «Восток».

Кадр из фильма «Зачарованные острова». Режиссер А. М. Згуриди. 1965.

Многие, наверное, видели замечательные фильмы о жизни диких животных: «Лесная быль» (1950), «В Тихом океане» (1957), «Зачарованные острова» (1965) режиссера А. Згуриди; «Серый разбойник» (1956), «Слепая птица» (1963), «Дом Брема» (1968) режиссера Б. Долина. Или фильмы о повадках насекомых: «Солнечное племя» (1945), «В стране нектара» (1959) режиссера А. Винницкого; «Мир близкий, мир далекий» (1975) режиссера Г. Жвания; фильмы «Язык животных» (1967) и «Думают ли животные» (1971) режиссера Ф. Соболева. Во всех этих произведениях также ярко проявилось плодотворное содружество науки и киноискусства.

Экран позволяет наблюдать самые удивительные, недоступные глазу человека тайны природы. В землю падает маленький желудь. Он набухает на наших глазах. Клетки зародыша растут и начинают делиться. Из желудя появляется росток, пробивающий себе путь к свету, к солнцу. Вот нежный росток распрямляется над поверхностью почвы, начинается его самостоятельная жизнь... Для того чтобы снять эти кадры, съемочную камеру пришлось соединить с цейтрафером — аппаратом для замедленной съемки. Отснятые с помощью цейтрафера ленты помогают в короткое время увидеть на экране процессы, которые в природе длятся в течение многих дней и часов.

Кинооператор может взять в руки не обычную кинокамеру, делающую 24 снимка в секунду, а более сложный съемочный аппарат — рапид, который снимает со скоростью нескольких сотен, тысяч и даже миллионов кадриков в секунду. Такой аппарат может снять явления, которые происходят в жизни в одно мгновение и которые глаз человека не может уловить: движение крыльев летящей стрекозы; взаимодействие движущихся частей механизма, отдельные стадии стремительного прыжка спортсмена.

Специальный аппарат для подводных съемок позволяет увидеть на экране интересный мир существ, обитающих в воде и на дне. А съемочный аппарат, к которому приставлен микроскоп, открывает зрителям новый мир — мир не видимых невооруженным глазом микроскопических существ. Все эти «чудеса» кино позволяют создателям научно-популярных фильмов сделать трудное для понимания понятным, скрытое — доступным, невидимое — видимым.

Научно-популярные фильмы в нашей стране выпускались в небольшом количестве с конца XIX в. Однако подлинное развитие научно-популярное кино получило после Великой Октябрьской социалистической революции. Оно превратилось в самостоятельную отрасль советской кинематографии.

На Центральной студии научно-популярных и учебных фильмов в Москве создано под руководством режиссера Б. Долина творческое объединение, выпускающее научно-познавательные фильмы для детей. Это объединение выпускает также периодические научно-познавательные киножурналы. Для детей младшего школьного возраста выходит киножурнал «Звездочка», а для детей среднего и старшего возраста — киножурнал «Хочу все знать».

На экраны страны все чаще выходят научно-популярные киноочерки и киномонографии, фильмы-размышления и фильмы в форме кинорепортажа с переднего края науки. Создатели таких кинопроизведений увлекают зрителей углубленным проникновением в мир научного поиска. В фильме по биологии «Шифр Альфа-Тета» (1962) режиссера В. Архангельского, в техническом — «Огненное копье» (1962) режиссера Л. Рымаренко, в фильмах, посвященных точным наукам: «Что такое теория относительности» (1964) режиссера С. Райбурта и «Приближение к истине» (1972) режиссера В. Пидпалого, легко заметить нечто общее. Авторы этих фильмов стремятся найти такую образную форму, которая позволила бы сделать зрителя участником научного открытия, участником событий, происходящих на экране.

Научно-техническая революция принесла в научно-популярное кино новые темы, вызвавшие к жизни фильмы совершенно нового типа: научно-публицистические очерки, фильмы-дискуссии и фильмы-исследования, рассказывающие о путях развития науки, о специфике научного творчества, о стиле работы того или иного исследователя. Автор научно-популярного фильма не только не обязан, но и не всегда вправе давать свою собственную оценку научному открытию. Автор научно-публицистических фильмов, как правило, активно отстаивает свои взгляды на те или иные явления, происходящие в науке, размышляет о значении конкретного научного открытия, о его месте в общей картине мира. Примером фильмов, где активно выражена авторская позиция, могут служить научно-публицистические фильмы: «Человек и атом» (1965) режиссера К. Домбровского, «Семь шагов за горизонт» (1968), «Я и другие» (1971) Ф. Соболева, «Человек и хлеб» (1967) М. Ста-виского, «Николай Амосов» (1972) Т. Золоева, «Ищу законы творчества» (1966) А.»Буримского, «Альтернатива» (1975) Б. Загряжского и др.

Советские научно-популярные фильмы завоевали широкое признание зрителей. Они демонстрируются на кинофестивалях, на удлиненных и специализированных киносеансах, в школах и клубах, в киноуниверситетах и кинолекториях. Большим успехом пользуется научно-популярное кино и в программах телевидения. Телепередачи «Клуб кинопутешествий», «Очевидное — невероятное», «В мире животных», которые так любят и дети и взрослые, составлены из научно-популярных фильмов.

Серьезных успехов достигло научно-популярное кино в ряде социалистических стран: в Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии.

В 1947 г. была создана Международная ассоциация научного кино (МАНК), в состав которой входит и Советский Союз. Ежегодно проводятся международные фестивали научно-популярных фильмов.
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru