Документальное кино берет начало в глубинах жизни, вырастает из реального факта в результате заинтересованного вторжения в действительность внимательной кинокамеры и чуткого микрофона. И чем правдивее тема, чем строже отобраны факты и коллизии, составляющие событийную ткань документального, или, как теперь часто говорят, неигрового фильма, тем он интереснее, тем он художественнее.
В. И. Ленин и В. Д. Бонч-Бруевич. Документальный кадр. 1918.
Но сами факты, какой бы силой они ни обладали, еще не делают картины, не создают впечатляющего документа с его эпохальными приметами и красками, со всем тем, по чему можно судить о времени, о его идеях и героях. Факты всего лишь материал для фильма. А чтобы фильм стал документом, автор должен пережить эти факты, осмыслить и отобрать. И от отношения автора к отобранным событиям зависит жанр фильма: то это сухая хроника, то это поэтический рассказ, то очерк или публицистика.
Вчера, сегодня, завтра; мир и война; труд и творчество — все подвластно кинодокументалисту. Поиск людей, сюжетов и фактов — вопрос видения, вопрос художественного отбора и осмысления жизни. И поэтому у документального кино, как и у игрового, есть режиссер, есть автор и, конечно, оператор. Нет лишь актеров, вместо них — все человечество!
Показывая индивидуальные характеры — делая мгновенные зарисовки людей, сравнивая и сопоставляя, оценивая явления, всматриваясь в лики ушедших и нынешних времен, документальный фильм размышляет о жизни, анализирует ее. И сколько в нем оттенков! Документ может выступать в образе милой обаятельной девушки Катюши («Катюша», 1964; режиссер В. П. Лиса'кович), взорваться гневом и яростью против фашизма («Обыкновенный фашизм», 1966; режиссер М. И. Ромм).
Фильмы о смелом нефтянике Каверочкине и ученом Амосове, экскаваторщике Коваленко и колхознике Головатом, руководителе хореографического ансамбля Моисееве и писателе Шолохове — вдохновенные документы нашей эпохи. И самые сильные, самые дорогие нам документы — это фильмы о В. И. Ленине (см. ст. «Фильмы о Ленине»).
Дзига Вертов готовится к съемке документального фильма. 1933.
Документальное кино родилось в 1895 г., когда изобретатели кинематографа братья Огюст и Луи Люмьеры (см. ст. «Рождение кино») показали людей, выходящих из ворот завода, поезд, прибывший на вокзал. А вскоре хроника событий с легкой руки Люмьеров пошла гулять по свету, стараясь поразить воображение кричащей сенсационностью и эффектными кадрами. Но и тогда уже снимались фильмы о событиях, до сих пор волнующих людей: Лев Толстой на прогулке, демонстрация английских докеров, борьба с чумой в Маньчжурии, кровавая бойня первой мировой войны...
И все-таки это были всего лишь отдельные кинодокументы, не претендующие на авторские выводы, на оценку событий и фактов, на то, что потом назовут документальным фильмом. Час документального кино пробил в канун Октября, в марте 1917 г., когда в Москве и Петрограде возникли кинематографические отделы, взявшие на себя съемки революционных событий.
Архивы хранят бесценные кадры тех пламенных лет: первомайская демонстрация в Москве; июльская демонстрация в Петрограде; юнкера у Зимнего; гражданская война; Чапаев; Первая Конная; первые субботники; борьба с разрухой, с беспризорностью, с неграмотностью; первые стройки...
Р. Л. Кармен на съемках документального фильма. 1945.
События революционных лет стали содержанием фильмов основоположника советского документального кинематографа — Дзиги Вертова (см. ст. «Советское кино 20-х годов»). Именно Дзига Вертов сделал первые шаги от событийной кинохроники, к кинопублицистике. Это было новое искусство, революционное по форме и по содержанию.
Вертов открыл новые творческие приемы постижения действительности. В выпусках киножурнала «Киноправда» и в документальном фильме «Киноглаз» он использовал съемку с движения, ускоренную и замедленную съемки, интересный монтаж отснятого материала. Но главное — это новое, социалистическое содержание его картин. В фильмах «Шагай, Совет!», «Шестая часть мира» (оба — 1926), «Симфония Донбасса» (1930), «Три песни о Ленине» (1934) он с гордостью рассказывает о пути, пройденном страной после Великого Октября.
Становление советского документального кино связано также с именем Эсфири Ильиничны Шуб (1894 — 1959) — первооткрывателя жанра историко-д оку ментального фильма. Ее замечательные картины, построенные на использовании архивных кинодокументов: «Падение династии Романовых» (1927), «Великий путь» (1927), «Россия Николая II и Лев Толстой» (1928) и другие, стали новым жанром кинодокументалистики. Использование в этих фильмах киносъемок прошлого, неожиданное подключение их к современному материалу проложили дорогу многим историческим лентам.
В годы первых пятилеток были созданы своеобразные студии на колесах — «документальные» кинопоезда. Выезжая на ударные стройки и различные предприятия страны, они на месте выпускали фильмы, киножурналы, кинофельетоны. С кинопоездом связана творческая судьба замечательного кинематографиста Александра Ивановича Медведкина (р. 1900). Его имя стало символом беспокойного, заинтересованного вторжения в действительность, в самую гущу жизни. И не случайно одна из киногрупп во Франции теперь названа «Медведкино».
Документальные ленты 30-х годов воспевают героику пятилеток, прослеживают процессы, рождающиеся в новой, советской действительности. Фильмы «Челюскин» (1934) и «Папанинцы» (1938) Я. М. Посельского и «День нового мира» (1940) Р. Л. Кармена и М. Я. Слуцкого — документы, рассказывающие о подвиге и будничном труде советских людей.
Главный герой советского документального кино — человек труда, строитель, созидатель, творец. Как лучше его показать, как вынести на экран сплав мужества, энергии, таланта, силы — вот одна из самых интересных и самых важных задач, которую увлеченно решают советские кинодокументалисты, по кадрам, по эпизодам собирая летопись трудовых свершений и подвигов советских людей.
Суровым испытанием для советской кинопублицистики стала Великая Отечественная война. Более 200 операторов с первых же дней войны пришли в действующую армию, во фронтовые киногруппы. Они запечатлели весь четырехлетний путь войны, сняли свыше 3,5 млн. метров пленки. Многие ее кадры оплачены кровью: более 30 фронтовых операторов не вернулись с войны, погибнув смертью храбрых.
Фронтовые фильмы и киновыпуски вошли в кинолетопись нашей борьбы и победы. Таковы фильмы «Разгром немецких войск под Москвой» (1942; режиссеры И. П. Копалин и Л. В. Варламов), фильм об обороне Ленинграда, битве за Сталинград, фильмы об освобождении Украины («Битва за нашу Советскую Украину», 1943; «Победа на Правобережной Украине», 1945; режиссер А. П. Довженко), о сражении за Берлин («Берлин», 1945; режиссер Ю. Я. Райзман). А за ними вышли в свет фильмы, рассказывающие о восстановлении городов, заводов, электростанций, о мирном труде советских людей.
Документальное кино — и средство познания мира, и экранная память народа, и оружие борьбы за осуществление грандиозных планов коммунистического строительства, борьбы за свободу и независимость народов, за прочный мир на земле.
Теперь уже нет на свете уголка, где бы ни побывал советский человек с кинокамерой. Кинодокументалист всегда в гуще событий, он всегда.на передовой. «Пошлите меня туда, где идет бой», — написал в своем заявлении кинооператор Роман Лазаревич Кармен (р. 1906), когда в Испании в 1936 г. разразилась гражданская война. И с той поры этот выдающийся кинопублицист постоянно в «бою»: Испания, Великая Отечественная война, Вьетнам, Куба, Чили — вот его боевая кинематографическая дорога.
Кадр из документального фильма «Трудные дороги мира». Режиссер А. В. Колошин. 1975.
Мастера документального кино 70-х годов запечатлели творческий труд советского народа, осуществление Программы мира, выработанной нашей партией, борьбу нашей страны за разрядку международной напряженности, претворение в жизнь решений XXIV и XXV съездов КПСС, показали борьбу народов всех континентов за свободу, за социальный прогресс.
Так, в 1975 — 1976 гг. на экраны страны вышли полнометражные документальные фильмы: «Трудные дороги мира» режиссера А. Колошина, «СССР — США» Л. Махнача, «Добро пожаловать! — говорит Куба» Ю. Монгловского, «Джунгли остывают от войны» Е. Вермишевой, «Большой день Европы» В. Трошкина, «Наследники Победы» В. Бойкова и В. Венделовского, «Шел солдат...» М. Бабака, «Память навсегда» Д. Фирсова и многие другие.
По производству документальных картин и киножурналов наша страна не имеет равных в мире. 25 киностудий выпускают ежегодно более 40 полнометражных и свыше 300 короткометражных лент, до 1400 номеров периодических киножурналов.
Советские документальные фильмы получают, как правило, самые почетные
призы на международных кинофестивалях.
2i.SU ©® 2015