Кино — одно из самых молодых искусств — появилось на рубеже XIX и XX вв. Главные художественные средства кино — изображение (снятые на пленку люди, события, предметы, пейзажи) и звук (записанные на пленку человеческая речь, музыка, пение, различные шумы). Изображение и звук в кино неразрывно слиты. Искусство кино объединяет в себе элементы других искусств: литературы — речь действующих лиц, текст от автора; живописи — композицию, колорит, светотень; театра — игру актеров, мизансцены; музыки — вокальной, инструментальной, оркестровой. В кинофильме все эти элементы других искусств синтезируются, т. е. сливаются в единое художественное целое. Поэтому искусство кино так богато своими выразительными средствами и художественными возможностями, оно владеет пространством, временем и движением. Его произведения наглядны, общедоступны, впечатляющи.
Отмечая невиданное богатство выразительных возможностей искусства кино, его общедоступность, массовость и огромное воспитательное значение, В. И. Ленин еще в феврале 1922 г. назвал кино важнейшим из искусств.
Разумеется, кино не только соединяет художественные средства других искусств, но обладает и своими собственными, специфическими, т. е. присущими только ему, выразительными возможностями. Прежде всего это смена планов. Кинокадр может вместить и пейзаж, и толпу людей, и огромное здание. Этот кадр будет снят общим, или дальним, планом. Но в кадре могут быть показаны сидящий человек, угол комнаты, станок — они будут сняты средним планом. А когда киноаппарат приблизит к зрителю лицо актера, его руку, это будет крупный план — наиболее выразительное художественное средство кино.
Кинозритель может также взглянуть на человека или здание сверху, сбоку, снизу, издалека, с высоты птичьего полета или подойдя вплотную. Это зависит от художественного замысла режиссера и достигается ракурсом — так называют угол зрения киноаппарата.
Соединение отдельных кадров в общее целое, в фильм, называется монтажом. Монтаж — это отбор художником событий, их сопоставление в определенном темпе и ритме, их трактовка. Монтаж — главное, основное специфическое средство киноискусства. При помощи монтажа можно соединить события, снятые в разных местах и в разное время.
Кадр из фильма «Путешествие на Луну». Режиссер Ж. Мельес. 1902.
Богатые возможности таят в себе ускорение и замедление съемки, всевозможные трюковые и комбинированные кадры. Словом, средствами кино можно правдиво и полно изобразить все. Все времена и эры. Все континенты, страны, города. Все состояния человека, оттенки его чувств, его мыслей. Можно представить реальной любую фантазию и, главное, можно правдиво показать любую действительность.
Техническая основа искусства кино позволяет воспроизводить (печатать) огромное количество совершенно одинаковых, равноценных копий фильма. Количество этих копий (тираж) фильмов достигает порой нескольких тысяч экземпляров, что дает возможность показывать произведения киноискусства одновременно во многих кинотеатрах. Кроме того, одну и ту же копию фильма можно демонстрировать большое количество раз. Благодаря этому число зрителей некоторых фильмов за короткий промежуток времени достигает нескольких миллионов, а в течение ряда лет и десятков миллионов человек. Это делает искусство кино самым массовым, самым распространенным искусством, обладающим огромной силой воздействия. Поэтому кино является ареной острой идейной борьбы социализма с империализмом.
В Советской стране киноискусство служит могучим средством в деле коммунистического воспитания народных масс, формирования духовного мира человека эпохи развитого социализма. Марксистско-ленинское мировоззрение, вдохновляющее советское кино, воспринимается и передовыми художниками социалистических и развивающихся стран, а также и некоторыми мастерами, работающими в капиталистических странах. Социалистическое кино говорит людям правду о жизни, внушает им любовь к труду, веру в будущее, стремление к прогрессу и миру. Кинематографические прислужники буржуазии стремятся отвлечь своими фильмами народные массы от проблем современности, запугать, одурманить их.
Кадр из фильма «А зори здесь тихие...». Режиссер С. И. Ростоцкий. 1972.
За короткий срок киноискусство проделало огромный путь, невиданно развив и обогатив свои выразительные возможности. Сначала фильмы были немыми, черно-белыми, плоскостными, снимались с одной точки. Постепенно качество изображения стало улучшаться, появилась выразительная композиция кинокадра, стали разнообразными углы зрения киноаппарата (ракурсы), светотень приобрела тончайшие оттенки. Через 30 — 35 лет кино овладело звуком. Экран заговорил, запел, зашумел, зазвучала специально созданная для фильмов музыка. Еще через 5 — 10 лет был освоен цвет и объем (стереоскопия). Сейчас освоены различные формы экрана (широкий экран, синерама, панорама и т. д.), объемный звук (стереофония), ведутся опыты над экраном, меняющим свои очертания и размеры в зависимости от воли режиссера. Телевидение явилось новой формой подачи фильмов и еще увеличило массовость и общедоступность киноискусства (см. ст. «Искусство телевидения»).
Мы различаем три основных вида фильмов: художественные, документальные, научно-популярные. Самостоятельной областью художественного фильма стали рисованная и объемная мультипликация, а также фильмы, для детей. Особый вид искусства кино — фильмы кинолюбителей.
Создание фильма — процесс коллективный, процесс одновременно творческий и производственный. Творчество писателя-сценариста, художников, создающих декорации, актеров, операторов, музыкантов, а также творческий труд людей многих других профессий объединяются режиссером-постановщиком. На больших, специально оборудованных киностудиях над фильмом трудятся люди более 200 профессий. Создание, тиражирование, распространение фильмов — это большая область современной промышленности и экономики, называемая кинематографией.
Стремление людей создавать синтетические произведения искусства, включающие в себя элементы других видов искусства и разносторонне охватывающие жизнь, привело благодаря достижениям науки и техники к появлению нового искусства — искусства кино.
2i.SU ©® 2015