8 февраля 1673 г. при дворе царя Алексея Михайловича был поставлен первый в России балетный спектакль — «Балет об Орфее и Евридике». Церемонные и медлительные танцы состояли из смены изящных поз, поклонов и ходов. Они чередовались с пением и речью. Тяжелые, пышные, со множеством украшений костюмы и высокие парики стесняли движения танцующих. Балет в ту эпоху не был самостоятельным зрелищем, а лишь частью оперного или драматического спектакля. История не сохранила сведений о других балетах ни при дворе Алексея Михайловича, ни во время правления Петра I.
В 1738 г. открылась первая в России балетная школа (сейчас — Ленинградское академическое хореографическое училище имени А. Я. Вагановой). 12 мальчиков и 12 девочек из дворцовой челяди после трех лет обучения стали первыми в России профессиональными танцовщиками. Они выступали в спектаклях с участием заезжих мастеров поначалу в качестве фигурантов (т. е. артистов кордебалета), а позже и в главных партиях. Замечательный танцовщик Тимофей Бубликов (ок. 1748 — ок. 1815) выступал с большим успехом не только в Петербурге, но и в Вене.
В XVIII в. балет в западноевропейских странах становится самостоятельным спектаклем, с разработанным сюжетом, насыщенным драматическим действием. Особенностью русской сцены того времени была своеобразная совмещенность обязанностей артистов, которые не только танцевали в балете, но и пели в опере, играли в драме. Это формировало выразительный, глубоко проникновенный национальный стиль исполнительского искусства.
В конце XVIII в. в Петербурге и Москве ставились комические балеты, а также дивертисменты, нередко построенные на элементах народных танцев. Русскую провинцию с балетным искусством знакомили крепостные театры.
Во время войн с Наполеоном популярным театральным представлением стали народно-патриотические дивертисменты, где воспевались подвиги русской армии («Любовь к отечеству», «Торжество России, или Русские в Париже»), старинные народные обычаи («Семик, или Гулянье в Марьиной роще»). Основу их составляли драматический диалог и театрализованные народные песни и пляски. Постановщиками были первые отечественные балетмейстеры И. Вальберх, И. Лобанов и другие.
Е. Телешева. Портрет работы О. А. Кипренского. 1828.
Яркую страницу в историю русского балета вписал французский балетмейстер Шарль Луи Дидло. За годы своей работы в России (первая треть XIX в.) Дидло поставил большое количество балетов, разнообразных по темам и жанрам. Особенно прославились драматические балеты Дидло. Они привлекали современников свободолюбивыми идеями, благородными поступками героев. Дидло строил действие на ярких контрастах, умел придать спектаклю национальный колорит. Танцы в его балетах были разнообразны и поэтичны. Этими качествами обладал балет «Кавказский пленник, или Тень невесты» (музыка Кавоса, по поэме А. С. Пушкина).
Дидло воспитал плеяду замечательных танцовщиков и танцовщиц. Ученицы Дидло Авдотья Истомина (1799 — 1848) и Екатерина Телешева (1804 — 1857) воспеты Пушкиным и Грибоедовым. В первой трети XIX в. русский балет достиг творческой зрелости, сложилась национальная школа, для которой стали характерными жизненность, глубокая содержательность, виртуозная техника.
В 30-е годы под влиянием романтизма обновились тематика и стиль балетного театра. Выявилось два направления. Одно из них, лирическое, утверждало несовместимость мечты и действительности; фантастические образы раскрывались в балетах «Сильфида» (музыка Ж. Шнейцгоффера) и «Жизель» А. Адана. Другое направление тяготело к драматизму (балеты «Эсмеральда» Ч. Пуньи, «Корсар» А. Адана).
В Петербурге в балете «Сильфида» в главной партии выступила прославленная итальянская балерина Мария Тальони (см. ст. «Из истории зарубежного балета»), в Москве — недавно окончившая балетную ш^олу Екатерина Санковская (1816 — 1878).
Юная Санковская уступала Тальони в технике танца. Но она по-своему, в духе национальных демократических традиций раскрыла облик героини. Ее фантастическая русалка Сильфида тянулась к людям, в ней пробуждались человеческие чувства. Современники находили в искусстве Санковской черты, созвучные передовым настроениям времени. Восхищались ее талантом Белинский, Герцен, Салтыков-Щедрин.
Две другие талантливые балерины, исполнительницы главных партий в романтических балетах, — Татьяна Смирнова (1821 — 1871) и Елена Андреянова (1819 — 1857) с успехом выступали в Европе.
В 60 — 70-е годы балет все больше превращается в пустое развлечение, парадное зрелище. Императорский двор, аристократический зритель пытаются диктовать ему свои вкусы.
Содержание спектаклей балетмейстера Артюра Сен-Леона (1821 — 1870), жившего в России с 1859 по 1869 г., весьма несложно. Оно служило лишь поводом для эффектных танцев, в которых танцовщицы демонстрировали свое техническое мастерство.
Но и в этот период многие русские артисты силой своего таланта умели вдохнуть жизнь в самые, казалось бы, пустые сюжеты и поверхностные роли. В даровании Марфы Муравьёвой (1838 — 1879) сочетались мягкий лиризм и блестящая танцевальная техника. Замечательным мастером пантомимы был артист московского Большого театра Василий Гельцер (1841 — 1909), великолепно выступавший и в трагических, и в комических ролях.
Т. Карсавина и В. Нижинский в балете «Призрак розы» К. М. Вебера. 1911.
После Сен-Леона во главе петербургской труппы долгие годы стоял балетмейстер Мариус Петипа (1818 — 1910). Балетный спектакль Петипа подчинял строгим композиционно-драматургическим законам. Он умел находить самые точные движения, позволявшие создавать яркие характеры, правдиво передавать чувства героев. Массовые танцы в балетах Петипа до сих пор поражают красотой и большой поэтической силой. Его творческое наследие бережно хранит советский балетный театр.
Свои подлинные шедевры Петипа создал уже на склоне лет. Это были балеты на музыку Чайковского «Спящая красавица» и «Лебединое озеро». Соавтором Петипа в «Лебедином озере» был балетмейстер Лев Иванов (1834 — 1901), поставивший танцы лебедей. «Лебединые» сцены по праву считаются не превзойденными по поэтичности, музыкальности и красоте композиции.
Обращение Чайковского к балетной музыке явилось новым этапом в истории русского балетного театра. Балетная музыка стала драматически содержательной, симфонически развитой, тонко и мастерски инструментованной. Из простого аккомпанемента танцам она превратилась в их основу, давая балетмейстерам богатейший творческий импульс. Русский балет достиг в этот период необычайного расцвета. Имена Ольги Преображенской, Матильды. Кшесинской, Павла Гердта, Николая и Сергея Легат и других артистов вошли в историю балетного искусства.
Новый этап в развитии русского балета связан с именем московского балетмейстера Александра Горского (1871 — 1924). Он использовал в балетном спектакле открытия современной режиссуры, сделал более четким и развернутым драматическое действие, отказался от устаревших приемов пантомимы. Большое значение придавал балетмейстер живописному оформлению спектакля, привлекая к работе замечательных живописцев — К. Коровина, А. Головина. Лучшие балеты Горского — «Дон Кихот» (музыка Минкуса) и «Саламбо» (музыка Арендса) — покоряли живостью и красочностью массовых сцен, яркими выразительными танцами, острыми и контрастными ритмами.
Вокруг новаторского творчества Горского разгорались горячие споры. Его верными помощниками и единомышленниками стали молодые талантливые артисты: Екатерина Гельцер, Софья Фёдорова, Василий Тихомиров, Михаил Мордкин и другие.
Подлинным реформатором балетного искусства в начале XX в. стал Михаил Фокин (1880 — 1942). Он утверждал, что тема спектакля, его музыка, эпоха требуют каждый раз иных танцевальных движений, иного рисунка танца. Насколько разнообразны темы балетов Фокина, настолько же разнообразны и созданные им танцевальные формы.
При постановке балета «Египетские ночи» (музыка Аренского) Фокина вдохновляло изобразительное искусство Древнего Египта. В балете «Дафнис и Хлоя» (музыка Равеля) он отказался от танцев на пуантах и в свободных, пластических движениях оживил античные фрески. «Шопениана» (на музыку Шопена) возродила атмосферу романтического балета. Образы балета «Петрушка» (музыка Стравинского) навеяны поэзией А. Блока. Эти спектакли оформляли выдающиеся художники А. Бенуа, Л. Бакст. Фокин стремился «создать из балета-забавы балет-драму, из танца — язык понятный, говорящий».
В 1909 г. начинаются ежегодные выступления артистов русского балета в Париже, организованные театральным деятелем С. Дягилевым. Большинство спектаклей в так называемых «Русских сезонах» поставлены Фокиным. Имена танцовщиков Вацлава Нижинского, Тамары Карсавиной, Адольфа Болъма стали известны во всем мире. Но первым в этом ряду стоит имя несравненной Анны Павловой (см. ст. «А. П. Павлова»). Восторженно отзывались о русском балете Р. Роллан, О. Роден, К. Сен-Сане.
Русский балет через все сложные этапы своей истории сумел пронести и
сохранить национальные особенности, опиравшиеся на демократические традиции
русской культуры, рожденной народом. Эти традиции сохраняет и развивает
советский балет.
2i.SU ©® 2015