6 ноября 1918 г. — знаменательная дата в истории театра. В этот день в Москве открылся первый в мире постоянный театр для детей.
Когда в «свой собственный театр» входили первые дети-зрители и рассаживались на сделанные специально для них низкие скамейки, на это нельзя было смотреть без волнения. И тем более волновались сотрудники театра, когда следили за восприятием спектакля детьми. В Первом детском театре Московского Совета шли спектакли театра петрушек, театра теней, марионеток, балета. Оформляли их замечательные мастера: художники В. Фаворский, И. Ефимов, композитор АН. Александров, балетмейстер К. Голейзовский. (Организатором и заведующей театром была Н. И. Сац. — Примеч. ред.)
В 1920 г. Первый детский театр Моссовета стал называться Государственным и перешел в ведение Народного комиссариата просвещения. Руководила театром директория, а возглавлял ее народный комиссар просвещения А. В. Луначарский. На первом заседании директории Детского театра он сказал: «Детям интересны и сказки, и действительность, и прошлое, и будущее. Они очень любят мир животных. Но, как сказал Гёте, самый интересный предмет для человека — человек. Этого нельзя забывать и в нашем будущем театре». Поскольку у Детского театра не было еще своего репертуара, на заседании директории было решено инсценировать «Маугли» Р. Киплинга, а драматургам заказать пьесы для детей. В спектакле «Маугли» (пьеса В. Волькенштейна) главные роли играли тогда совсем молодые артисты: медведь Балу — И. Ильинский, тигр Шер-Хан — М. Гаркави, шакал Табаки — Н. Коновалов, Лань — М. Бабанова, Маугли — Е. Спендиаро-ва и другие.
Интерес детей к театру растет, и уже в 1921 г. создается еще один театр — Московский театр для детей (ныне Центральный детский театр).
Спектакли Московского театра для детей знакомили зрителей с жизнью других
народов, помогали их интернациональному воспитанию. В Московском театре
для детей были поставлены первые пьесы о пионерах: «Будь готов!» (автор
и режиссер С. Розанов), «Пионерия» (автор С. Заяицкий, режиссер Н. Сац).
Созданию ярких спектаклей помогли знаменитые художники А. Веснин, К. Юон,
В. Рындин. Большое место в спектаклях занимала музыка, помогавшая глубже
воспринимать образы и идеи спектакля. Многие постановки этого театра композитор
Д. Кабалевский назвал «насквозь музыкальными».
2i.SU ©® 2015