6 ноября 1918 г. — знаменательная дата в истории театра. В этот день в Москве открылся первый в мире постоянный театр для детей.
Когда в «свой собственный театр» входили первые дети-зрители и рассаживались на сделанные специально для них низкие скамейки, на это нельзя было смотреть без волнения. И тем более волновались сотрудники театра, когда следили за восприятием спектакля детьми. В Первом детском театре Московского Совета шли спектакли театра петрушек, театра теней, марионеток, балета. Оформляли их замечательные мастера: художники В. Фаворский, И. Ефимов, композитор АН. Александров, балетмейстер К. Голейзовский. (Организатором и заведующей театром была Н. И. Сац. — Примеч. ред.)
В 1920 г. Первый детский театр Моссовета стал называться Государственным и перешел в ведение Народного комиссариата просвещения. Руководила театром директория, а возглавлял ее народный комиссар просвещения А. В. Луначарский. На первом заседании директории Детского театра он сказал: «Детям интересны и сказки, и действительность, и прошлое, и будущее. Они очень любят мир животных. Но, как сказал Гёте, самый интересный предмет для человека — человек. Этого нельзя забывать
и в нашем будущем театре». Поскольку у Детского театра не было еще своего репертуара, на заседании директории было решено инсценировать «Маугли» Р. Киплинга, а драматургам заказать пьесы для детей. В спектакле «Маугли» (пьеса В. Волькенштейна) главные роли играли тогда совсем молодые артисты: медведь Балу — И. Ильинский, тигр Шер-Хан — М. Гаркави, шакал Табаки — Н. Коновалов, Лань — М. Бабанова, Маугли — Е. Спендиаро-ва и другие.
Интерес детей к театру растет, и уже в 1921 г. создается еще один театр — Московский театр для детей (ныне Центральный детский театр).
Спектакли Московского театра для детей знакомили зрителей с жизнью других народов, помогали их интернациональному воспитанию. В Московском театре для детей были поставлены первые пьесы о пионерах: «Будь готов!» (автор и режиссер С. Розанов), «Пионерия» (автор С. Заяицкий, режиссер Н. Сац). Созданию ярких спектаклей помогли знаменитые художники А. Веснин, К. Юон, В. Рындин. Большое место в спектаклях занимала музыка, помогавшая глубже воспринимать образы и идеи спектакля. Многие постановки этого театра композитор Д. Кабалевский назвал «насквозь музыкальными».
Сцена из спектакля «Конёк-Горбунок». Ленинградский театр юных зрителей.
Московский театр для детей активно способствовал созданию нового репертуара. Особо следует отметить талантливые пьесы Н. Шестакова («Алтайские Робинзоны», «Аул Гидже», «Крекинг», «Брат»), остроумные комедии С. Заяицкого («Робин Гуд», «Мистер Бьюбль и червяк»), пьесы С. Розанова («Хронобиль профессора Иванова», «Электричество», «Кто во что горазд»), первую пьесу о советской школе В. Любимовой «Сережа Стрельцов», первые стихотворные пьесы-обозрения А. Барто.
В первые годы после Октябрьской революции возникают театры для детей в Харькове, Краснодаре (в его организации принимает участие С. Я. Маршак), Саратове и других городах.
Своеобразным театром был созданный в 1930 г. в Москве Бауманский театр рабочих ребят. Здесь была поставлена пьеса В. Смирнова «Токмаков переулок» — о жизни ребят Бауманского района.
В феврале 1922 г. сказкой Ершова «Конёк-Горбунок» (инсценировка П. Горлова) открылся Театр юных зрителей в Ленинграде. Одним из его организаторов и бессменным руководителем был А. А. Брянцев (1883 — 1961). Брянцев верил в воспитательную силу театра юного зрителя, умел объединить артистов и педагогов, считая, что художники сцены должны уметь мыслить, как педагоги, а педагоги — чувствовать силу искусства, как художники. Ленинградский ТЮЗ создавал спектакли для школьников разного возраста, включая в свой репертуар и сказ-
Сцена из оперы «Золотой ключик». Детский музыкальный театр. Москва.
ки, и пьесы классиков. В 1925 г. талантливый артист этого театра Л. Макарьев написал о советских детях пьесу «Тимошкин рудник», получившую широкую известность. Интересные постановки создал режиссер Б. Зон: «Дон Кихот», «Том Сойер», «Зеленая птичка» (по сказке К. Гоцци) и др. В поисках яркой театральности Зон отталкивался от итальянского театра масок и умело сочетал его принципы со своеобразием детских игр. Так, в спектакле «Дон Кихот» актер Н. К. Черкасов в роли Дон Кихота выезжал на детском трехколесном велосипеде, над которым воз-
вышалась лошадиная голова из картона. Сегодня репертуар театра включает сказки и современные пьесы, русскую и зарубежную классику.
С 1924 г. появляются театры для детей и в других союзных республиках (ТЮЗы в Киеве, Тбилиси, Баку, Ереване и др.).
В 1936 г. в Москве был создан самый крупный театр для детей — Центральный детский театр. Он получил возможность сформировать большую труппу высококвалифицированных артистов, свой оркестр, педагогическую часть. Педагогическая часть имелась во всех детских театрах, начиная с Первого Государственного. Ее задача — изучать впечатления детей-зрителей, их интересы, пожелания, обращенные к своему театру.
10 октября 1936 г. театр показал свою первую новую постановку — «Золотой ключик» А. Толстого (режиссеры Н. Сац и В. Королев; в роли Буратино — К. Коренева).
«Занавес давно опустился, и чудесные живые куклы, которые без конца выходили на сцену, устало и счастливо улыбаясь, больше не показывались. Буратино уже, наверное, отдирал за кулисами свой невероятный носище. А ребята все еще смотрели на сцену жаркими и жадными глазами. Уходя из театра, зрители напевали песенку Буратино:
Это очень хорошо, Даже очень хорошо.
Они продолжали петь даже на улице. Они, наверное, и заснули сегодня с этой песенкой на устах, а завтра с ней проснутся... Прекрасный подарок от Алексея Толстого и Центрального детского театра получила детвора». Так оценила тогда пресса новый спектакль.
В последующие годы Центральный детский театр становится любимым театром московских школьников. Для него пишут пьесы В. Катаев, С. Михалков, В. Розов, А. Хмелик, А. Алексин и другие известные писатели. Режиссеры Л. Волков, В. Дудин, 0. Пыжова, Б. Бибиков, М. Кнебель, А. Эфрос создают увлекательные спектакли, главные роли в которых исполняют В. Сперантова, К. Коренева, И. Воронов, Е. Перов, М. Андросов и другие. Сегодня важное место в репертуаре театра занимают пьесы советских драматургов. Остросовременен спектакль «Молодая гвардия» (пьеса А. Алексина по одноименному роману А. Фадеева, постановка П. Хомского).
Большой популярностью у ребят пользуется и Московский театр юного зрителя. Пьесы ведущих детских писателей — С. Михалкова, А. Алексина, Е. Шварца, Л. Кассиля и других — превращаются на сцене этого театра в увлекательные спектакли.
Здесь работают талантливые артисты Л. Князева, В. Горелов и другие.
В 1965 г. оперой М. Красева «Морозко» в Москве был открыт первый и пока единственный в мире Московский Государственный детский музыкальный театр (руководитель и главный режиссер — Н. И. Сац. — Примеч. ред.).
К концу 1974 г. в Советском Союзе насчитывалось 48 профессиональных театров для детей, а также больше 100 кукольных. В ближайшие годы запланировано открыть еще 33 театра юных зрителей.
У всех советских театров для детей одна цель — средствами театрального искусства расширить кругозор школьников младшего, среднего и старшего возраста, создавая для каждой возрастной группы особые спектакли, помочь будущим строителям коммунистического общества вырасти людьми большой культуры, любящими труд, понимающими искусство, добрыми и чуткими, активными борцами за дружбу народов, за мир. Любят школьники свои театры. Не случайно А. Брянцев назвал ТЮЗ «театром детской радости».
В настоящее время больших успехов достигли театры для детей и юношества, созданные и в других социалистических странах — в ГДР, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Монголии, Вьетнаме и на Кубе.
В 1965 г. в Париже учреждена Международная ассоциация театров для детей и юношества, стремящаяся помочь созданию театров для детей и юношества в разных странах мира, организовать обмен опытом творческой работы. На учредительном собрании было подчеркнуто, что Страна Советов является пионером в создании и развитии детского театра.
2i.SU ©® 2015