В царской России только 9 народов имели театры, ставившие спектакли на родном языке. После Великой Октябрьской социалистической революции в союзных республиках, краях и областях Советского государства создана своя национальная театральная культура. В национальных театрах нашей страны идут спектакли на 45 языках народов СССР. Первые спектакли новых театров показывали борьбу трудящихся за свободу, воссоздавали образы героев гражданской войны, коммунистов, красноармейцев, крестьян. В советском многонациональной театре получила образное отражение жизнь нашей страны: коллективизация, индустриализация, Великая Отечественная война, самоотверженный труд строителей коммунизма.
Используя национальные художественные традиции, мастера театрального искусства всех республик показывают жизнь народа, особенности быта, характеры людей, своеобразие и красоту народного творчества. Богатое искусство социалистического реализма обретает у каждого народа свои неповторимые формы.
Многокрасочна палитра театральной жизни Российской Федерации. Актеры национальных театров Поволжья, театров народов Севера и Кавказа сочетают традиции русской актерской школы со своебразием своего народного искусства. Широкое развитие получило театральное искусство Татарии, Башкирии, Северной Осетии. В нашей стране хорошо известны имена осетинского актера В. В. Тхапсаева, актеров Татарии X. Г. Абжалилова и Ф. И. Халито-ва, башкирских мастеров театра А. К. Мубарякова, 3. И. Бикбулатовой, дагестанской актрисы Б. М. Мурадовой, бурятского актера и режиссера Г. Ц. Цыдынжапова и многих других.
Сценическое искусство Украины и Белоруссии близко русскому и вместе с тем самобытно, неповторимо. Украинскому театру присущи музыкальность, поэтичность, спектакли его отличаются сочными красками, щедрым народным юмором и глубоким драматизмом. Замечательные сценические образы создали на украинской сцене актеры Гнат Петрович Юра (1887 — 1967), Наталья Михайловна Ужвий (р. 1898), Юрий Васильевич Шумский (1887 — 1954). Заслужили любовь и известность актеры М. М. Крушельницкий, И. А. Марьяненко, Б. В. Романицкий, Е. П. Пономаренко.
Искусство Амвросия Максимилиановича Бучмы (1891 — 1957) вобрало в себя лучшие достижения украинской культуры. В спектакле «Украденное счастье» И. Франко (Украинский театр имени И. Я. Франко) Бучма играл роль крестьянина Мико-лы Задорожного. Он показывал, как созревает в забитом крестьянине сознание несправедливости общественного строя.
В одной из последних работ (старый шахтер Макар Дубрава в одноименной пьесе А. Корнейчука) выдающийся украинский артист раскрывал силу советского патриотизма, мужество советских людей.
Бурно расцвело после Октябрьской революции театральное искусство белорусского народа. Талантливые белорусские актеры В. И. Владомирский, В. И. Дедюшко, И. Ф. Жданович, А. К. Ильинский, П. С. Молчанов, Б. В. Платонов, Г. К. Макарова создали образы, выражающие душевную глубину, мудрость, мягкий юмор белорусского народа.
Одним из крупнейших советских актеров был Глеб Павлович Глебов (1899 — 1967). В комедии «Кто смеется последним» К. Крапивы (Белорусский театр имени Янки Купалы) он играл роль Туляги — душевно чистого, но слабого человека, подавленного наглым карьеристом. Какими аплодисментами встречал зритель выразительную сцену, когда Туляга освобождался наконец от этой зависимости.
Отличительной особенностью театрального искусства Молдавии является его органическая связь с музыкой, пением, танцами. Жизнь молдавского народа отражает искусство актеров большого творческого диапазона Кирилла Антоновича Штирбула (р. 1915), Домникии Тимофеевны Дариенко (р. 1919) и других. Талантливый актерский коллектив сложился в молодежном театре «Лучафэрул».
Сценическое искусство народов Закавказья имеет давние художественные традиции. Романтическая природа грузинского театра, яркий темперамент его актеров особенно полно раскрылись в постановках пьес грузинских драматургов и трагедий Шекспира, Шиллера.
В Грузинском театре имени Шота Руставели работали Акакий Алексеевич Хорава (1895 — 1972) и Акакий Алексеевич Васадзе (р. 1899). В спектакле «Разбойники» Шиллера, где они играли роли Карла и Франца Моора, отразилось героико-романтическое направление грузинского театра. Высокой человечностью, душевной красотой был исполнен образ Отелло, созданный Хоравой; хищническую философию авантюризма обличал в роли Яго Васадзе.
В 60-е годы Театр имени Ш. Руставели возглавлял один из ведущих грузинских актеров — Сергей Александрович Закариадзе (1909 — 1971), создатель многих разнохарактерных образов, исполненных светлого гуманизма (старый крестьянин Агабо в пьесе «Пока арба не перевернулась» Иоселиани).
Многогранно дарование Веры Ивлиановны Анджапаридзе (р. 1900) и Василия Давыдовича Годзиашвили (1905 — 1976) — воспитанников замечательного грузинского режиссера Константина Александровича Марджанишвили (Марджанова, 1872 — 1933), создавшего в 1928 г. другой крупнейший театр Грузии, ныне Театр имени К. А. Марджанишвили. В театрах Грузии много талантливых молодых актеров. Молодежь составляет основу коллектива театра г. Рустави.
Спектакли Армянского театра имени Г. Сундукяна отличаются глубоким раскрытием замысла автора, психологически сложными образами. Искусство актеров Вагарша Богдановича Вагаршяна (1894 — 1959) — создателя образов Егора Булычева, Гамлета, Арбенина — и Рачия Нерсесовича Нерсесяна (1895 — 1961), наделявшего своих героев пламенным темпераментом, глубокой человечностью, внесло большой вклад в развитие театра. Вагаршян впервые на сцене армянского театра создал образ В. И. Ленина в спектакле «Человек с ружьем» Н. Погодина. Одним из лучших классических спектаклей театра был «Оттело» Шекспира, где главную роль играл Ваграм Камерович Папазян (1888 — 1968). Яркие разнохарактерные образы создали А. М. Аветисян, Г. Д. Джанибекян. Реалистическим мастерством отличается творчество актеров В. М. Аджемяна, Б. П. Нерсесяна и других.
Азербайджанскому драматическому театру имени М. Азизбекова близки столкновения могучих, внутренне непримиримых сил, героическое начало, поэтическая приподнятость и в то же время красочная комедийность. Эти черты отразились в творчестве Марзии Юсуф кызы Давудовой (1901 — 1962), Сидги Рухуллы (настоящее имя — Рухулла Фатулла оглы Ахундов, 1886 — 1959). Эти черты свойственны и комедийным актерам М. Алиеву и М. Марданову.
У народов Средней Азии до Октября профессионального театра не существовало. Но за несколько десятилетий искусство многих актеров этих республик достигло высокого мастерства и получило широкую известность. На сцене Узбекского театра драмы. имени Хамзы романтический актер Абрар Хидоятов (1900 — 1958) прославился как создатель образов пламенного Отелло, поэтичного Гамлета. О нем восторженно писал Ю. Фучик: «Ты не знаешь языка, и все же слышишь каждое слово Шекспира. Актер говорит жестом, походкой, движением руки — это большая, могучая театральная культура». Трепетны, проникновенны образы героинь Сары Ишантураевой (р. 1911) в трагедиях Шекспира. Она играет и в пьесах современных узбекских драматургов женщин Востока, пробудившихся к новой жизни. Глубиной, драматической силой отличается творчество актера Шукура Бурханова (р. 1910) — исполнителя ролей ученого Улугбека (из одноименной драмы Шейхзаде), царя Эдипа (из одноименной трагедии Эсхила), Городничего («Ревизор» Гоголя). Тонкая аналитичность, четкость социальной характеристики присущи искусству Алима Хаджиева (1910 — 1977).
Крупный вклад в развитие сценического реализма внесли своей игрой, простой, сдержанной, но исполненной драматической силы, туркменские актеры Театра драмы имени Молланепеса — Аман Кульмамедов (р. 1908), Сона Мурадова (р. 1914), Ата Дурдыев (р. 1910), Базар Аманов (р. 1908).
Возвышенный, поэтический строй духовной жизни героев передают таджикские актеры. Традиции основоположников театра Мухаммеджана Касымова (р. 1907), Асли Бадриддиновича Бурханова (р. 1915), Софии Эрджановны. Туйбаевой (р. 1913) развивает новое поколение актеров Театра драмы имени А. Лахути.
Казахские актеры восприняли от героической народной поэзии ее суровую мужественность, благородную простоту. Образы обаятельных, мягких, мудрых людей создал в Театре драмы имени М. О. Ауэзова Калибек Куанышпаев (1893 — 1968). Яркий комедийный актер Серке Кожамкулов (р. 1896) порой шутливо-иронически, порой резко обличительно высмеивал отрицательные явления жизни. Страстные, волевые героини Хадиши Букеевой (р. 1917) протестуют против насилия. Монументальные героические образы создал Шакен Айманов (1914 — 1971). Талантливых актеров выдвинуло молодое поколение театра.
Мужественная простота и драматизм, заложенные в величественном киргизском эпосе «Манас», получили новое претворение в искусстве актеров Киргизского драматического театра Муратбека Рыскулова (1909 — 1974), Бакен Кыдыкеевой (р. 1923) и молодых актеров — выпускников театральных институтов.
Поиски новых сценических форм и острота мысли отличают театральное искусство Прибалтики. Своеобразные творческие поиски ведут театры Латвии. В старейшем Театре драмы имени А. Упита мастера Лидия Фреймане (р. 1920), Велта Мартыновна Лине (р. 1923), Карл Карлович Себрис (р. 1914) и актеры следующих поколений работают над углублением принципов тонкого психологического искусства современными выразительными средствами. Принципы синтетического зрелищного искусства Латвийского художественного театра имени Я. Райниса по-новому претворяют актеры старшего поколения этого театра — Лилита Берзинь (р. 1903), Вия Артмане (р. 1929) и недавно окончившая Латвийскую консерваторию молодежь.
В ведущем Театре драмы Литовской ССР в Вильнюсе сложился творческий ансамбль, в который входят и артисты Моника Миронайте (р. 1914), Яснее Каваляускас (р. 1920). Популярны актеры Р. Адомайтис, Г. Караускас, В. Томкус и другие. Творческие принципы студийности развивает театр небольшого литовского города Паневежиса. Популярен актер этого театра Д. Банионис.
Эстонский театр «Ванемуйне» в Тарту возник около ста лет назад. На его сцене идут не только драматические спектакли, но и оперы, оперетты и балеты. Сценическую культуру Эстонии представляет и Театр драмы имени В. Кингисеппа, в труппе которого такие замечательные мастера, как Каарел Юхинович Карм (настоящая фамилия — Лянтс, р. 1906), Айно Талъви (настоящее имя — Айно Аугустовна Пиндам, р. 1905) и другие.
Экспериментальную работу проводят театры Прибалтики, ставящие спектакли для школьников и молодежи: Театр юного зрителя в Риге, Молодежный театр в Вильнюсе и Театр юного зрителя в Таллине. В этих театрах работают преимущественно молодые актеры — выпускники театральных вузов.
Жажда нового, стремление полнее отразить современность и по-новому раскрыть классические произведения, найти в них идеи, созвучные нашему времени, отличают работы мастеров и молодежи, творческих коллективов театров всех союзных республик.
2i.SU ©® 2015