В 30-е годы художественные средства советского театра значительно обогатились, расширился и круг жизненных явлений, нашедших отражение в его репертуаре.
Большое место в театре этого времени заняла тема созидательного труда, раскрытая в пьесах Н. Погодина, А. Афиногенова, В. Катаева и других авторов. В «Поэме о топоре» Н. Погодина, поставленной в 1931 г. в Театре Революции (ныне Театр имени Вл. Маяковского) А. Д. Поповым, образы сталевара Степана и его верной помощницы Анки создали Дмитрий Николаевич Орлов (1892 — 1955) и Мария Ивановна Бабанова (р. 1900). Дух благородного беспокойства за судьбу порученного ему дела озарял образ руководителя строительства большого завода, «командира пятилетки» Гая в спектакле «Мой друг». Гай в исполнении Михаила Федоровича Астангова (1900 — 1965) — настоящий руководитель нового типа.
В спектаклях на современную тему с успехом выступали и артисты старшего поколения. В 1931 г. Николай Васильевич Петров (1890 — 1964) поставил в Ленинградском академическом театре драмы пьесу А. Афиногенова «Страх». Актер тончайшей психологической техники, Илларион Николаевич Певцов (1879 — 1934) показывал перелом в сознании крупного ученого профессора Бородина, приходящего к пониманию того, что и наука становится в наши дни полем напряженной идейно-политической борьбы. Роль старой большевички Клары, вступающей в острый спор с Бородиным на научном диспуте, великолепно сыграла Екатерина Павловна Корчагина-Александровская (1874 — 1951).
Советский театр не только вводил на сцену новые темы и образы, но и наполнял новым содержанием старые формы, в частности он переосмысливал традиционные жанровые формы драмы. В 1933 г. А. Я. Таиров поставил «Оптимистическую трагедию» Вс. Вишневского в московском Камерном театре. Раскрывая свой постановочный замысел, Таиров подчеркивал, что «...именно в столкновении двух начал — трагедийного и оптимистического — мы и видели тот синтез, который должен был нас вывести на новую дорогу, к новому пониманию трагического». Это новое понимание трагического проявилось в образе Женщины-комиссара, созданного Алисой Георгиевной Коонен (1889 — 1974).
Роль Алексея в этом спектакле исполнял Михаил Иванович Жаров (р. 1900). В 30-е годы на сцены театров широко выходит драматургия основоположника литературы социалистического реализма — М. Горького. В числе постановок пьес Горького — «Егор Булычев и другие» в Театре имени Евг. Вахтангова (1932, режиссер Б. Е. Захава) и «Враги» в МХАТе (1935, режиссер Вл. И. Немирович-Данченко. С драматургией М. Горького на советскую сцену в 30-е годы твердой поступью вошел социалистический реализм. Этого требовала жизнь, этого требовала сценическая правда. И отныне социалистический реализм стал основополагающим творческим методом советского театра.
Непримиримое столкновение двух миров — эксплуататоров-буржуа и рабочих — с поразительной жизненной правдой и подлинным драматизмом было показано в спектакле «Враги» на сцене МХАТа. Мир первых был представлен бесчеловечным, жестоким прокурором Николаем Скроботовым (Н. П. Хмелёв), благообразной четой помещиков-фабрикантов Бардиных. В. И. Качалов, игравший роль Захара Бардина, и Ольга Леонардовна Кнйппер-Чехова (1868 — 1959) в роли жены Бардина со скрытой сатиричностью изобличали лицемерную подлость буржуазного либерализма. Тупым солдафоном изображал генерала Печенегова Михаил Михайлович Тарханов (1877 — 1948). Им противостояли профессиональный революционер-большевик Синцов (в исполнении М. П. Болдумана) и старый рабочий Лёвшин, во всей душевной широте его натуры показанный Алексеем Николаевичем Грибовым (р. 1902).
В 30-е годы продолжалось и социально-углубленное раскрытие классики. Замечательным достижением явилась новая постановка в Малом театре комедии Грибоедова «Горе от ума» в 1938 г., осуществленная П. М. Садовским и И. Я. Судаковым. Великолепно слаженный ансамбль крупнейших мастеров Малого театра воссоздавал общественную атмосферу времени накануне восстания декабристов. Чацкий в исполнении Михаила Ивановича Царёва (р. 1903) — молодой человек, одновременно и пылко любящий, и резко, непримиримо отвергающий ложь и лицемерие фамусовского мира. Этот мир был олицетворен в образах Фамусова (П. М. Садовский и М. М. Климов), деспотически властной Хлестовой (В. О. Массалитинова), княгини Тугоуховской (Е. Д. Турчанинова), графини Хрюминой (В. Н. Рыжова), Загорецкого, сатирически беспощадно обрисованного И. В. Ильинским, и в других персонажах.
Б. В. Щукин в роли В. И. Ленина. Пьеса «Человек с ружьем» Н. Погодина. Театр имени Евг. Вахтангова. Москва. 1937.
Интересен был опыт сценического воплощения произведений Л. Н. Толстого, предпринятый Вл. И. Немировичем-Данченко в инсценировках романов «Воскресение» и «Анна Каренина» в 1930 и 1937 гг. в МХАТе. Отметая философию «непротивления злу», театр показывал в «Воскресении» великую силу Толстого-реалиста. В. И. Качалов в своеобразной роли «От автора» дал современную оценку происходящим на сцене событиям. В «Анне Карениной» драматизм судьбы Анны, проникновенно переданный Аллой Константиновной Тарасовой (1898 — 1973), был результатом столкновения ее живого, трепетного чувства с холодной, бесчеловечной моралью блестящего императорского Петербурга.
Советские театры обращаются в 30-х годах и к зарубежной классической драматургии. В числе лучших спектаклей — «Отелло» Шекспира (Малый театр, 1935). Исполнителем главной роли был выдающийся представитель романтической традиции русской сцены — Александр Алексеевич Остужев (1874 — 1953). Гуманистическое содержание произведений великого английского драматурга получило глубокое раскрытие в спектакле «Ромео и Джульетта» в Театре Революции (режиссер А. Д. Попов). Блистательный дуэт в спектакле «Много шума из ничего» в Театре имени Евг. Вахтангова составили Бенедикт — Рубен Николаевич Симонов (1899 — 1968) и Беатриче — Цецилия Львовна Мансурова (1897 — 1976).
По-новому, показывая живых людей с их чувствами и страстями, а не условные маски, ставил «Тартюфа» Мольера К. С. Станиславский. Этот спектакль был завершен в 1939 г., уже после смерти Станиславского, его учеником, исполнителем заглавной роли Михаилом Николаевичем Кедровым (1894 — 1972). Роль Оргона, «одержимого Тартюфом», играл Василий Осипович Топорков (1889 — 1970).
Успехи в развитии советского театра, утвердившего в своей художественной практике метод социалистического реализма, позволили решить серьезнейшую задачу — воссоздать на сцене образ В. И. Ленина (см. ст. «Фильмы о Ленине»).
С наибольшей убедительностью эта задача была решена в постановках пьес «Человек с ружьем» Н. Погодина в Театре имени Евг. Вахтангова и «Правда» А. Корнейчука в Театре Революции. Эти спектакли были показаны к 20-летию Октября. Их поставили Р. Н. Симонов и Н. В. Петров, а образ В. И. Ленина создали в первом — Б. В. Щукин, во втором — М. М. Штраух, которому удалось показать прежде всего Ленина — трибуна. Б. В. Щукин воплотил образ вождя более полно, передавая ленинскую душевность, масштаб гениальной ленинской мысли и простоту в обращении с людьми. Связь Ленина с народом, с массами, умение прислушаться к их голосу и повести их за собой последовательно раскрывались Щукиным в каждой сцене, и особенно впечатляюще в сцене встречи Владимира Ильича с солдатом Шадриным (его роль исполнял И. М. Толчанов).
Спектакли, посвященные В. И. Ленину, с особой силой и убедительностью показывали плодотворность основополагающих принципов социалистического реализма. В победе этого творческого метода и заключалась закономерность развития советского сценического искусства, направленного на коммунистическое воспитание широчайших народных масс, на формирование высоких нравственных, гуманистических идеалов советской молодежи.
Героическая направленность советского театра проявилась с новой силой в годы Великой Отечественной войны. Три пьесы стали определяющими в репертуаре театра в эту суровую пору. Это «Фронт» А. Корнейчука, «Русские люди» К. Симонова и «Нашествие» Л. Леонова.
И после того как пришла великая победа, на теаральных сценах с огромным
успехом ставились жь вые спектакли о подвигах советских людей в Великой
Отечественной войне. Один из самых лучших — «Молодая гвардия» (по одноименному
роману А. Фадеева), поставленный Н. П. Охлопковым в 1947 г. на сцене театра,
ныне носящего имя Вл. Маяковского, Развивая военно-патриотическую тему,
театры обратились к творчеству современных писателей. По | произведениям
В. Быкова «Последний шанс» (Белорусский театр имени Я. Купалы), Б. Васильева
«А зори здесь тихие...» (Московский театр драмы и комедни на Таганке) поставлены
спектакли, рождающие у зрителя размышления об общественно-нравственных
проблемах современности. Тема сопричастности героическому прошлому определяет
гражданский пафос современных постановок на военную тему. Это пьесы «Они
были актерами» В. Орлова и Г. Натансона (Крымский государственный русский
драматический театр имени М. Горького), «Эхо брянского леса» С. Шарова
(Брянский драматический театр), «Девятый вал» А. Софронова о боях на Малой
Земле (Узбекский театр драмы имени Хамзы) и др.
2i.SU ©® 2015