К 10-й годовщине победы Великого Октября и новые и старые театры создали Спектакли, посвященные теме революционной современности. В этих спектаклях воссоздавались картины борьбы за завоевания революции. События эпохи, исполненные драматизма, раскрывались через судьбу отдельного человека. Воплощение образа нового героя стало в них психологически богаче и углубленнее.
Сцена из спектакля «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова. МХАТ имени М. Горького. 1927.
Сцена из спектакля «Разлом» Б. Лавренева. Театр имени Евг. Вахтангова. Москва. 1927.
В. Н. Пашенная в роли Любови Яровой. «Любовь Яровая» К. Тренева. Малый театр. Москва. 1926.
Суровой и мужественной героикой был проникнут спектакль «Шторм» В. Билля-Белоцерковского в Театре имени МГСПС (ныне Театр имени Моссовета), рассказывающий о событиях в одном из городов Советской России в годы гражданской войны. Навсегда запомнился зрителям образ революционного моряка Виленчука-Братишки (артист В. Ванин).
В 1925 г. коллектив 3-й Студии МХАТ поставил «Виринею» Л. Сейфуллиной. Образ солдата-большевика Павла Суслова создал замечательный артист Борис Васильевич Щукин (1894 — 1939).
В пьесе «Любовь Яровая» К. Тренева в Малом театре (1926) Вера Николаевна Пашенная (1887 — 1962) великолепно сыграла роль учительницы Яровой. Героиня переживает мучительный процесс переоценки всей своей прежней жизни, порывает со старыми привязанностями и привычками и встает на сторону народа. Запоминались образы большевика Романа Кошкина, сыгранного П. М. Садовским, и матроса Шванди, показанного С. Л. Кузнецовым.
Обращаясь к событиям революции и гражданской войны, Московский Художественный театр шел от «Дней Турбиных» М. Булгакова к «Бронепоезду
14-69» Вс. Иванова. Обе эти постановки были осуществлены режиссером И. Я. Судаковым под руководством К. С. Станиславского в 1926 и 1927 гг, В первой из них театр показывал обреченность белого движения, как движения антинародного. В «Бронепоезде 14-69» театр поднимался на новую, высшую ступень в подходе к изображению героического времени гражданской войны. Командира партизанского отряда, ведущего борьбу с белогвардейцами и интервентами, крестьянина Никиту Вершинина обаятельно, правдиво, глубоко и просто играл Василий Иванович Качалов (1875 — 1948). Сама жизнь приводила Вершинина к необходимости встать на защиту революции. Решающее значение в его судьбе имела встреча с председателем подпольного ревкома, большевиком Пеклевановым. Его играл Николай Павлович Хмелёв (1901 — 1945). Зв внешностью типичного русского, «чеховского» интеллигента (таким показывал его артист) скрывались огромная душевная сила, целеустремленность, горячий темперамент революционера.
Разрабатывая героическую тему, советский театр не забывал и о сатире,
осмеивающей все то, что мешало нашему движению вперед. В 1929 г. Мейерхольд
ставит феерическую комедию Маяковского «Клоп», в 1930 г. — драму с цирком
и фейерверком «Баня». В первом из этих спектаклей Игорь Владимирович
Ильинский (р. 1901) создал образ мещанина Присыпкина, во втором — Максим
Максимович Штраух (1900 — 1974) острым контуром очертил фигуру бюрократа
Главначпупса Победоносикова.
2i.SU ©® 2015