2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

М. Н. Ермолова (1853-1928)

С именем Марии Николаевны Ермоловой связана целая эпоха в истории Малого театра. Ее знала вся Россия. Для целого поколения она была кумиром, художником, воплотившим в своем творчестве самые светлые мечты и надежды. «Ермолова в театре как бы несла знамя освобождения — она была поэтом свободы на русской сцене», — писал о ней Вл. И. Немирович-Данченко.

В творчестве Марии Николаевны Ермоловой оживали идеи и образы, рожденные революционным подъемом 70-х годов XIX в. В годы реакции трагическая сила ее искусства потрясала сердца современников, вдохновляла смелым утверждением величия и красоты подвига.

«Ее данные были исключительны, — вспоминал о ней К. С. Станиславский. — У нее была гениальная чуткость, вдохновенный темперамент, большая нервность, неисчерпаемые душевные глубины».

М. Н, Ермолова. Портрет работы В. А. Серова. 1905.

Ермолова родилась в театральной семье. Ее отец был суфлером, иногда выступал в спектаклях, играя небольшие роли, написал несколько водевилей, с успехом шедших на сцене Малого театра. Театр с самого раннего детства входит в сознание Ермоловой как неотъемлемая часть окружающего мира. В 1862 г. Ермолова поступает в Московское театральное училище на балетное отделение. Но балет ее не привлекает, она мечтала о драме и часто со своими подругами разыгрывала сцены из пьес.

Не сразу разглядели огромный талант Ермоловой. Ей помог случай. Накануне бенефиса знаменитой артистки Малого театра Н. М. Медведевой заболела Г. Н. Федотова. Спектакль мог не состояться. Нужно было срочно найти замену. Только поэтому юная Ермолова в 1870 г. выступила в роли Эмилии Галотти в одноименной драме Лессинга. День премьеры стал решающим в судьбе актрисы. В своем дневнике она писала: «30 января 1870 года — День этот вписан в историю моей жизни такими же крупными буквами, как вот эти цифры, которые я сейчас написала. Я счастлива ...нет, я счастливейший человек в мире. Сбылось то, о чем я пять дней назад не смела и мечтать». Образ Эмилии Га лотти увлек Ермолову пафосом борьбы за честь, свободу и независимость. Эта героическая тема стала затем главной в творчестве актрисы. Огромным событием в жизни Ермоловой и в истории всего Малого театра стало исполнение актрисой в 1876 г. роли Лауренсии в драме Лопе де Вега «Овечий источник». Пламенной любовью к свободе и страстной ненавистью к тирании и деспотизму потрясла Ермолова зрительный зал. Толпы народа провожали актрису после спекталя до самых дверей ее квартиры. Правительство, напуганное необыкновенным успехом Ермоловой, поспешило снять пьесу с репертуара.

Героическая тема, призывающая к борьбе, к самопожертвованию во имя великой цели, делается главной в творчестве Ермоловой. Одной из лучших ролей в героико-романтическом репертуаре актрисы стала роль Иоанны д'Арк в «Орлеанской деве» Ф. Шиллера. Иоанна д'Арк была самой любимой ролью великой актрисы. С огромной внутренней силой передавала Ермолова величие духа и красоту подвига простой крестьянской девушки, жертвующей всем во имя спасения Родины.

Помимо классического репертуара героико-романтического плана в 80 — 90-х годах XIX в. Ермолова часто выступает в современном репертуаре, в пьесах Островского. В этих ролях для нее было характерно стремление возвысить своих героинь, подчеркнуть наиболее светлые, благородные свойства человеческой натуры (Негина, «Таланты и поклонники» Островского).

В тяжелые годы реакции, наступившие после поражения первой русской революции 1905 г., Ермолова остается верна лучшим традициям искусства Малого театра.

После Великой Октябрьской революции ее артистическая деятельность продолжалась. В 1920 г. театральная Москва отмечала 50-летний юбилей творчества великой русской актрисы. Ермоловой первой было присвоено высокое звание народной артистки республики. Это было признанием великой заслуги Ермоловой в развитии русского театра и всей русской культуры.
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru