2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

М. С. Щепкин (1788-1863)

Великий русский актер, основоположник русского сценического реализма, Михаил Семенович Щепкин был сыном крепостного, управляющего имениями графа Г. С. Волькенштейна. Впервые Щепкин начал выступать еще совсем юным в любительских спектаклях уездного училища в г. Судже и в домашних спектаклях графа Волькенштейна. Дебют Щепкина на профессиональной сцене состоялся в 1805 г. в театре братьев Барсовых в Курске. Он заменил актера, игравшего роль Андрея Почтаря в драме Мерсье «Зоа». Вскоре Щепкин становится актером этого театра, и затем начинаются его скитания по провинциальным театрам России. Талант, искренность, кипучий темперамент делают его известным актером. В 1818 г. поклонники его искусства организуют сбор денег, для того чтобы выкупить Щепкина из крепостной неволи. Но нужную сумму сразу собрать не смогли, она была очень большой. Только через три года Щепкин наконец получает вольную. В 1822 г. артиста приглашают в Москву, и первые же выступления на московской сцене приносят ему большой успех. Его зачисляют в труппу театра, и с 1824 г. вся жизнь Щепкина связана с Малым театром. На этой сцене Щепкин создает замечательные образы в русской классической комедии — в произведениях Грибоедова, Гоголя, Сухово-Кобылина.

М. С. Щепкив. Рисунок Т. Г. Шевченко.

Фамусов в «Горе от ума» Грибоедова, Городничий в «Ревизоре» Гоголя стали классикой русского театра. Эти образы проникнуты огромной обличительной силой, жизненностью и правдивостью. Талант Щепкина был чрезвычайно разносторонен. Он великолепно играл драматические роли. Одна из лучших ролей Щепкина, вызывавшая горячее сочувствие зрительного зала, — матрос Симон в мелодраме Соважа и Делурье «Матрос». Актер показал простого человека, способного пожертвовать своим счастьем ради счастья дорогих и близких ему людей. Щепкина в этой роли высоко оценил В. Г. Белинский. «Торжество его искусства состоит не в том только, что он в одно и то же время умеет возбуждать и смех и слезы, но и в том, что он умеет заинтересовать зрителей судьбою простого человека и заставить их рыдать и трепетать от страданий какого-нибудь матроса, как Мочалов заставляет их рыдать и трепетать от страданий принца Гамлета или полководца Отелло...» Щепкин сыграл очень много ролей и в русской, и в западноевропейской драме. Он стал любимым артистом своих современников. Глубокая дружба связывала Щепкина с Пушкиным, Гоголем, Белинским, Герценом, со многими другими замечательными писателями, учеными той эпохи. Для Герцена Щепкин был идеалом подлинного актера-художника.

В статье, посвященной памяти Щепкина, Герцен так определил его место и значение в истории русского театра: «Он создал правду на русской сцене, он первый стал нетеатрален на театре, его воспроизведения были без малейшей фразы, без аффектации, без шаржи...» Щепкин был не только гениальным актером, но и прекрасным педагогом, теоретиком сценического искусства. Он воспитал многих замечательных актеров, ставших продолжателями, наследниками его искусства, таких, как И. В. Самарин, С. В. Шуйский, Г. Н. Федотова. Мысли Щепкина о правде, естественности, об искусстве переживания актера оказали большое влияние на дальнейшее развитие русского театра.
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru