В XVII — XVIII вв. на Руси одновременно существует театр народный и профессиональный. В XVII в. достигает своего расцвета искусство скоморохов. По словам А. М. Горького, «они разносили по всей стране «лицедейства» и песни о событиях «великой смуты», об «Ивашке Болотникове», о боях, победах и гибели Степана Разина». Против бояр и воевод было направлено представление скоморохов о холопах и боярине. Помещик изображался толстяком с огромным брюхом. Двое скоморохов в лохмотьях и лаптях гоняли его из стороны в сторону прутьями, а остальные кричали: «Добрые люди, посмотрите, как холопы из господ жир вытряхивают». Церковь и правительство боролись против скоморохов. По царским указам XVII в. они подлежали наказанию и ссылке. Музыкальные инструменты, маски ломали и жгли. Однако никакие репрессии не могли убить любимого народом искусства.
К XVII в. относится первое упоминание о представлениях кукольного театра. Главный герой народных кукольных комедий — непобедимый Петрушка (см. ст. «Кукольный театр»). Большой популярностью пользуются представления с «ученым» медведем — «медвежья потеха».
К 70 — 80-м годам XVII в. относится возникновение школьного театра в России. Его организаторами были преподаватели духовной школы (впоследствии Славяно-греко-латинская академия), а актерами — учащиеся.
У истоков школьного театра стоял известный политический деятель того времени и. драматург Симеон Полоцкий (1629 — 1680). Русский школьный театр отличался злободневностью, стремлением отвечать на насущные потребности времени.
В XVIII в. большую роль в жизни школьного театра сыграл известный общественный деятель и писатель Феофан Прокопович (1681 — 1736). Он написал пьесу «Владимир», ставшую вершиной драматургии школьного театра. В образах языческих жрецов, боровшихся с киевским князем Владимиром, современники легко угадывали врагов петровских реформ. Приближая пьесу к современности, Прокопович использовал в ней некоторые приемы народного театра, особенно в комических сценах.
В XVIII в. народный театр переходит от коротких сценок к большим по объему спектаклям. Широкое распространение получили представления устной народной драмы «Царь Максимильян». Главный герой — принц Адольф борется со своим отцом за «праведную» веру. Однако дело тут не в вере, а в борьбе против царя. Симпатии и исполнителей и зрителей постоянно были на стороне Адольфа.
В середине XVIII в. появляется другой популярный спектакль — «Лодка». В его основе — инсценировка известной русской песни «Вниз по матушке по Волге». Главным героем был бесстрашный атаман шайки разбойников, защищавший интересы простого народа.
17 октября 1.672 г. при дворе царя Алексея Михайловича состоялся первый спектакль профессионального театра. Назывался он «Артаксерксово действо» (использовалась библейская легенда). Организацией придворного театра руководил пастор одной из церквей Немецкой слободы Иоганн Грегори. Однако идея устройства театра принадлежала ближайшему сподвижнику царя боярину Артамону Матвееву. Для спектаклей в селе Преображенском под Москвой было построено специальное здание — «Комедийная хоромина».
Позже представления перенесли в Москву, в одно из помещений Кремля. Существовал театр до 1676 г. Кроме иностранцев его актерами были и русские, в большинстве дети мещан и мелких служащих. Хотя на спектаклях мог присутствовать только царь и его приближенные, придворный театр XVII в. сыграл положительную роль в истории русского театрального искусства.
Первые попытки устроить профессиональный театр в XVIII в. связаны с именем Петра I. В 1702 г. по его распоряжению в Москву пригласили труппу немецких актеров под руководством Кунста. Петр I хотел создать театр, в который могли бы приходить все желающие. Такой театр должен был стать идеологическим защитником его преобразований. Но спектакли не пользовались успехом у москвичей. Репертуар, составленный в основном из пьес немецких драматургов, не перекликался с событиями русской жизни. В 1706 г. спектакли в Москве прекратились.
В 1719 г. Петр I еще раз пробует организовать общедоступный профессиональный театр, но теперь уже в Петербурге. Руководителем труппы был иностранец Манн. Однако и этот театр не оправдал возлагавшихся на него надежд.
В 30 — 50-х годах XVIII в. в России побывало множество трупп — из Германии, Франции, Италии. Однако их спектакли не были общедоступными. Театр могли посещать только придворные. Наибольшей популярностью у таких зрителей пользовались пышные, парадные оперно-балетные представления на сюжеты из мифологии и истории. Придворные спектакли гастролеров были чужды театральной традиции русского народа.
Ф. Г. Волков. Портрет работы А. П. Лосенке. 1763.
Одновременно в Москве, Петербурге и других крупных городах получил распространение театр «охочих комедиантов». Артистами в таких театрах были мелкие чиновники, учащиеся, грамотные ремесленники, рабочие, солдаты.
Репертуар вначале состоял из мелких сценок комического или фарсового характера. Затем появляются интермедии, а вслед за ними и большие по размеру спектакли, чаще всего инсценировки популярных в то время произведений литературы. «Охочие комедианты» устраивали представления в специально приготовленном помещении. Извещения о спектаклях иногда публиковались даже в газетах. За вход полагалась невысокая плата. Театр «охочих комедиантов» объединял черты народного и профессионального театров.
К середине 50-х годов XVIII в. потребность в постоянно действующем профессиональном театре, доступном широким массам населения, стала настолько острой, что ее ощутили даже при дворе.
К этому времени уже существовала национальная русская драматургия А. П. Сумарокова и М. В. Ломоносова. И вот в 1756 г. был подписан указ об образовании национального русского театра. Его директором стал А. П. Сумароков. Однако ведущая роль в нем принадлежала выдающемуся театральному деятелю Федору Григорьевичу Волкову (1729 — 1763).
Волков был выходцем из купеческой семьи. Посланный из Ярославля в Москву учиться торговому делу, он ходит в театр, жадно изучает все, что имеет отношение к театру.
Вернувшись в Ярославль, Волков принимается за устройство театра, первые спектакли которого начались в 1750 г. Театр понравился ярославцам. Вскоре на средства зрителей было выстроено театральное здание. Руководимый Волковым театр был близок по своему характеру театру «охочих комедиантов».
Сцена из спектакля «Недоросль» Д. И. Фонвизина. XVHI в.
Слух о спектаклях в Ярославле дошел до столицы. Актеров вызвали в Петербург, и после недолгой дополнительной подготовки они составили основу труппы открывшегося в 1756 г. русского профессионального театра. А за Волковым навсегда осталось данное ему В. Г. Белинским имя отца русского театра.
У Волкова было огромное актерское дарование. Он играл самые разнообразные роли, но ближе всего ему были персонажи героико-патриотического характера. Достоверно известно, что Волков исполнял роль Оскольда в трагедии Сумарокова «Семира», Американца в балете «Прибежище добродетели» (в балете были сцены, исполнявшиеся драматическими актерами), а также участвовал в торжественном прологе «Новые лавры». Все роли требовали повышенной эмоциональности, патетического звучания, торжественности. Обладал Волков и талантом постановщика. Он был главным устроителем маскарада «Торжествующая Миневра», которым отмечалось воцарение Екатерины П.
С 1756 г. и до конца XVIII в. русское театральное искусство развивалось исключительно быстро. Кроме государственных появляются частные профессиональные труппы, а также большое число любительских коллективов. Получает широкое распространение крепостной театр.
В Петербурге из числа частных выделялся театр на Царицыном лугу. В его репертуаре были преимущественно пьесы русских драматургов, в том числе сатирические комедии и комические оперы. В Москве с 1780 г. успешно работал так называемый Петровский театр, руководимый Медоксом.
Наиболее известные крепостные театры были в имениях Шереметевых, Юсуповых, Воронцовых. В этих театрах, рассчитанных на вкусы аристократической публики, ставились чаще всего французские оперы, пышные балеты.
Богатые владельцы крепостных театров не жалели средств на декорации, костюмы, на обучение актеров, но сами актеры, художники, бутафоры часто жили впроголодь. Вечером занятые в театре, утром они могли быть посланы на работу в поле, в барские конюшни, на скотный двор. Актеров, музыкантов часто продавали и перепродавали.
Первые спектакли профессионального русского театра отвечали всем требованиям господствовавшего тогда литературно-художественного направления — классицизма. Героями трагедий могли быть лишь цари, князья, вельможи. Простой народ выступал только в ролях слуг. Образцовой драматургией классицизма можно считать трагедии А. П. Сумарокова и М. В. Ломоносова.
Но уже вскоре стали появляться пьесы, авторы которых придерживались нового литературно-художественного направления — сентиментализма. Проблемы, выдвигавшиеся в этих пьесах, были ближе к действительности. Герои их говорили о делах и заботах, волновавших простых людей. Виднейшим драматургом сентиментализма был М. М. Херасков.
Вершиной развития драматургии и театра в XVIII в. стала комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль». Здесь впервые остро и смело говорилось о пагубном влиянии крепостного права на все стороны жизни (см. т. 11 ДЭ, ст. «Д. И. Фонвизин»).
Больших высот достигло актерское искусство. Выдающимся актерским талантом обладали И. А. Дмитревский и Я. Д. Шумский, начавшие свою сценическую деятельность в Ярославле вместе с Ф. Г. Волковым. Одной из первых актрис русского театра была Т. М. Троепольская. Ярким дарованием отличалась актриса крепостного театра графа Шереметева П. И. Жемчугова.
Вобрав и развив лучшие черты народной театральной культуры, профессиональный русский театр достиг к концу XVIII в. такого уровня, который позволяет говорить о нем как о фундаменте всех последующих достижений.
2i.SU ©® 2015