2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Театр социалистических стран

Народная власть, утвердившаяся после второй мировой войны в ряде стран Европы и Азии, а в 1959 г. на Кубе, создала новые широкие возможности для развития всех сфер культуры. Мир стал свидетелем подлинного расцвета творческого искусства в этих странах. В постоянном творческом сотрудничестве между собой и советским театром, в борьбе против различного рода буржуазных влияний шло активное формирование социалистических театров. Облик нового театра неразрывно связан с историческим прошлым и национальными особенностями того или иного народа и с сегодняшними условиями его жизни. Но в то же время в этом развитии проявляются общие черты (см. ст. «Искусство стран социализма»).

Творческое содружество театров социалистических стран особенно ярко и плодотворно проявляется в систематически проводимых в Советском Союзе фестивалях драматургии. Уже трижды прошли фестивали драматургии Польши, дважды Чехословакии, проведены фестивали драматургии Болгарии, Бенгрии, Румынии, ГДР. В практику вошло приглашение режиссеров и художников для постановки фестивальных спектаклей. Во время фестивалей польской драматургии в советских театрах ставили пьесы польские режиссеры Э. Аксер, Е. Красовский, М. Окопиньский, К. Свинарский, Е. Яроцкий, А. Ковальчик.

В то же время советская драматургия — постоянная и важная часть репертуара театров социалистических стран. Так в творческом содружестве театров стран социализма и советского театра развивается театральное искусство этих стран, творческим методом которого стал социалистический реализм, искусство, утверждающее передовые идеи времени.

В драматургии и на сцене театров социалистических стран видное место занимают темы войны, героической борьбы народа с фашизмом. Эти темы отражены и албанскими театрами. В развитии театральной культуры Народной Социалистической Республики Албании большую роль

сыграли любительские театры. Первый профессиональный театр в стране — Народный театр в Тиране был создан в 1944 г. Репертуар театров включает пьесы национальных драматургов, исторические и современные, пьесы классической драматургии.

В театральном искусстве Народной Республики Болгарии сочетаются традиции, заложенные русским актером и режиссером Николаем Осиповичем Массалитиновым (1880 — 1961), шедшим в своих режиссерских работах от принципов К. С. Станиславского, и болгарским режиссером Бояном Дановским (1899 — 1976). В 1947 г. Дановский стал во главе Народного театра имени И. Вазова в Софии. Подчеркивая первостепенную значимость социальной определенности поведения персонажа, Дановский использовал средства сценической условности, яркой зрелищности. Это сказалось и в пору, когда он руководил софийским Сатирическим театром.

Опыт Массалитинова и Дановского нашел развитие в творчестве целого поколения болгарских режиссеров, выросших уже в годы народной власти, — Методия Андонова, Филипа Филипова, Виля Цан-кова, Христо Христова и других. В строительстве нового театра после освобождения Болгарии и установления народной власти активно участвовали виднейшие артисты, приобретшие известность еще в довоенные годы, — Крыстю Сарафов, Иван Димов, Владимир Трандафилов, Коста Кисимов, Зорка Йорданова, Марта Попова и другие. Замечательными мастерами проявили себя и такие актеры, как Стефан Гецов, Георгий Калоянчев, Апостол Карамитев, Любомир Кабакчиев.

Венгерскую Народную Республику недаром называют иногда страной прекрасных актеров. В труппе Национального театра — крупнейшего и старейшего театра Венгрии мы встречаемся со многими замечательными мастерами. Это Тамаш Майор (р. 1910) — исполнитель ролей Яго, Тартюфа; Люцифера в «Трагедии человека» И. Мадача, Полежаева в «Беспокойной старости» Л. Рахманова. Это великолепный актер Имре Шинкович, проявивший себя в героических ролях (например, в «Моисее» И. Мадача). Это, наконец, Ференц Каллаи, который в 1974 г. блестяще сыграл роль Городничего в «Ревизоре» (в постановке Г. А. Товстоногова).

В Театре имени И. Мадача выступает Ференц Бешшенъеи (р. 1919) — создатель замечательного образа Отелло, Миклош Табор (р. 1919) — выдающийся исполнитель роли Гамлета. В театре «Вигсинхаз» в Будапеште точностью психологической характеристики и высоким мастерством диалога привлекают такие мастера, как Ева Руткаи, Мария Шуйок, Иван Дарваш.

Пафос антифашистской борьбы определил главное в исканиях выдающегося писателя, поэта, драматурга, режиссера и теоретика театра, создателя одного из ведущих театров Германской Демократической Республики — «Берлинер ансамбль» (1949) — Бертольта Брехта (1898 — 1956; см. т. 11 ДЭ, ст. «Бертольт Брехт»). Брехт начал свою разностороннюю деятельность в театре еще в предвоенные годы. Но именно в ГДР — в первом немецком государстве рабочих и крестьян — он получил широкие возможности для практического осуществления своих новаторских идей. Брехт называл созданный им театр эпическим. Он стремился к тому, чтобы вызвать в зрителе желание задуматься над тем, что происходит на сцене, проникнуть в сущность общественных явлений и прийти к осознанию необходимости активно вмешиваться в революционную перестройку мира. Для этого он прибегал к так называемому «эффекту очуждения», т. е. так изображал явления жизни, чтобы зритель увидел их с необычной стороны. Брехт стремился преодолеть привычное представление о том или ином явлении, проникнуть в его сущность.

Соратницей Брехта была Елена Вейгель (1900 — 1971) — первая исполнительница главной роли в пьесе Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» и роли Пе-лагеи Власовой в инсценированной Брехтом повести Горького «Мать».

Творческие принципы Брехта нашли свое развитие в деятельности его учеников и соратников — режиссеров Манфреда Векверта, Бенно Бессона, возглавлявшего с начала 70-х годов в Берлине театр «Фольксбюне» («Народная сцена»).

Один из самых молодых театров столицы ГДР — Театр имени М. Горького, созданный в 1950 г. режиссером Максимом Валлентином (р. 1904), строит свою деятельность, опираясь на творческие идеи К. С. Станиславского. Немецким театром имени М. Рейнхардта в Берлине в 1963 — 1970 гг. руково-

дил один из старейших актеров и режиссеров Вольфганг Хейнц (р. 1900) — создатель многих образов в классическом (в пьесах Шекспира, Шиллера, Лессинга) и современном репертуаре. Хейнц поставил много русских классических и советских пьес («Мещане» и «Сомов и другие» М. Горького, «Мой друг» Н. Погодина, «Дракон» Е. Шварца и др.).

Свой вклад в развитие театрального искусства ГДР вносят не только театры Берлина. Так, под руководством Ханса Ансельма Пертена интересные спектакли показал «Фолькстеатр» в портовом городе Ростеке. Плодотворна деятельность таких режиссеров, как Карл Кайзер в Лейпциге, Фриц Бенневиц в Веймаре, Хорст Шёнеман в Галле.

Театр Польской Народной Республики богат творчески активными, ищущими режиссерами. В их числе — Адам Ханушкевич — руководитель и актер Национального театра, Эрвин Аксер — руководитель Современного театра (театр «Вспулчесны») в Варшаве, Януш Варминьский — главный режиссер варшавского театра «Атенеум», Казимеж Деймек, Ежи Яроцкий, Казимеж Браун. Крупнейшим режиссером был Конрад Свинарский — создатель постановки «Дзядов» Мицкевича (Старый театр имени X. Моджеевской в Кракове). В их творчестве нашли развитие традиции мастеров польской сцены старшего поколения — Леона Шиллера (1887 — 1954), Юлиуша Остэрвы (1885 — 1947), Стефана Ярача (1883 — 1945).

Не менее богато талантами и польское актерское искусство. Трагедийный темперамент Ирены Эйхле-рувны (р. 1908) одухотворяет образы классических и современных пьес — от Клитемнестры в «Агамемноне» Эсхила до Мамаши Кураж в одноименной пьесе Брехта. Артистом большой силы мысли был Яцек Вощерович (1904 — 1970), создавший образ В. И. Ленина в постановке «Человек с ружьем» Н. Погодина на сцене Национального театра в Варшаве. Широта возможностей актера сказалась в том, что он выступал в таких разноплановых ролях, как Ричард III в одноименной трагедии Шекспира и Тарелкин в «Смерти Тарелкина» Сухово-Кобылина, в которых острый драматизм сочетался с саркастической буффонадой.

Сосредоточенное раскрытие напряженной внутренней жизни персонажа, при строгом отборе выразительных средств, характеризует артистический стиль Густава Холоубека (р. 1923). Среди его лучших ролей — образы классической и современной драмы, а особенно удачная — роль инженера Чешкова в пьесе советского драматурга И. Дворецкого «Человек со стороны». Лучшие реалистические традиции польской актерской школы продолжает Тадеуш Ломницкий (р. 1927) — создатель таких разнохарактерных образов, как Кордиан в одноименной драме Словацкого и Артуро У и («Карьера Артура Уи» Брехта).

Сцена из спектакля «Мамаша Кураж и ее дети» Б. Брехта. Театр «Берлинер ансамбль». Берлин. ГДР. В роли Мамаши Кураж Е. Вейгель.

Сцена из спектакля «Потерянное письмо» И. Л. Ка-раджале. Национальный театр имени И. Л. Караджале. Бухарест. СРР.

Сцена из спектакля «Первый день свободы» Л. Кручковского. Театр «Выбжеже». Гданьск. ПНР.

Сцена из спектакля «На грани безумия» М. Крлежи. Югославский драматический театр. Белград. СФРЮ.

Мастером реалистической лепки характера выступает Ян Свидерский (р. 1916). Он с равной свободой владеет и стихией трагедии, и стихией комедии, умеет передать и сочную характерность (Мендель в «Закате» И. Бабеля), и пронизанный противоречиями духовный мир героя современной западноевропейской драмы (Мебиус в «Физиках» Ф. Дюрренматта).

Интересный театральный коллектив работает в городе Нова-Хута под Краковом. Здесь в 1955 г. Кристина Скушанка и Ежи Красовский создали театр «Людовы» (Народный).

Национальный театр Социалистической Республики Румынии в Бухаресте носит имя выдающегося комедиографа Иона Луки Караджале, чье творческое наследие и сегодня определяет пути развития румынского театра. Драматургия Караджале получила новую сценическую жизнь на румынской сцене. Раду Белиган (р. 1918; ныне директор Национального театра в Бухаресте) создал ряд блестящих комедийных образов в пьесах этого писателя (Вентуриано в «Бурной ночи», Данданаке в «Потерянном письме»). Но комедийно-сатирический жанр, так щедро и разнообразно представленный в современном театре Румынии, не исчерпывает его исканий.

Сцена из спектакля «Эта маленькая земля» Г. Джагарова. Народный театр имени И. Вазова. София. НРБ.

Сцена из спектакля «Тигр и гиена». Ш. Петёфи. Театр «Талия». Будапешт. ВНР.

Сцена из спектакля «Разбойник» К. Чапека. Театр «На Виноградах». Прага. ЧССР.

В Театре имени Лючии Стурдзы Буландры его руководитель — режиссер, актер и художник Ливиу Чулей (р. 1923) с успехом поставил «Трехгрошовую оперу» Брехта, «Потерянное письмо» Караджале.

На сценах театров Чехословацкой Социалистической Республики ставятся лучшие отечественные и зарубежные пьесы. В Национальном театре в Праге ставилась пьеса «Из жизни насекомых», написанная К. Чапеком вместе с братом Йозефом. Режиссер Мирослав Махачек и художник Йозеф Свобода (р. 1920) дали злую и беспощадную сатиру на буржуазный мир. Интересной работой театра стал «Генрих V» Шекспира (режиссер М. Махачек). Спектакль талантливо и своеобразно оформил И. Свобода. Сложный, противоречивый характер Генриха V создал актер Людек Мунзар.

В театре «На Виноградах» в Праге пьесу К. Чапека «Разбойник» поставил режиссер Франтишек Штепанский. Иронично, весело выразил основную мысль писателя — протест против мещанской ограниченности — исполнитель главной роли Яромир Ганзлик.

Репертуар театра включает произведения отечественной классической и современной драматургии, пьесы советских авторов.

Интересные театральные коллективы работают в Братиславе. Многие спектакли Национального театра оформляет художник Ладислав Выходил (р. 1920). Режиссер братиславского театра «Новая сцена» Милош Петр поставил пьесу А. Чехова «Три сестры». Верное понимание стиля автора передано в спектакле и игрой актеров Евы Русановой, Изы Рапайчовой, Ярмилы Каленичовой. В центре спектакля — драматический образ Тузенбаха (актер Мартин Хуба).

Большой любовью у зрителей Чехословакии и многих других стран пользуется театр «Пантомима на Забрадли» в Праге. Им руководит Ладислав Фиалка (р. 1931), создавший свою труппу при «Театре на Забрадли». В своих пантомимах он утверждает радость жизни, стремление к свету и добру.

Своеобразен облик театра Социалистической Федеративной Республики Югославии. В каждой из шести республик этой страны (Сербии, Хорватии, Словении, Македонии, Черногории, Боснии и Герцоговине) существуют Национальные театры. В трех из них (в Сербии, Словении и Хорватии) они были созданы во второй половине XIX в., в остальных — начали активную деятельность только после 1945 г. Значительный вклад в становление югославского театра внес выдающийся режиссер Бранно Гавелла (1885 — 1962). Гавелла был основателем Драматического театра в Загребе, ныне носящего его имя.

Один из ведущих театров страны — Югославский драматический театр в Белграде создан в 1948 г. Долгое время его руководителем был режиссер Боян Ступица (1910 — 1970), утверждавший принципы сценического реализма. Под руководством Ступицы сформировался коллектив Югославского драматического театра, в который входят актеры Миливое Живанович, Любо Тадич, Стево Жигон, Мария Црнобори, режиссеры Мирослав Белович, Мата Милошевич и другие.

Театр Социалистической Республики Вьетнам, в основном развивает актуальную тематику (восстановление народного хозяйства после всенародной войны против интервентов, объединение страны и др.). Регулярно проводятся театральные фестивали профессиональных и самодеятельных коллективов. Наряду с «разговорным» (драматическим) театром — кить-ной развиваются классический театр Вьетнама — туонг (его характерные черты: условная манера исполнения, отсутствие декораций, большая роль музыки, танца), обновленный театр — кай-лыонг, использующий элементы туонга, и импровизационный народный театр — тео. Возрождается старинное искусство народного кукольного театра.

После образования Китайской Народной Республики в 1949 г. был создан комитет по проведению театральной реформы. В 1952 г. на первом Всекитайском смотре театра и драмы было представлено свыше 150 пьес 23 видов классического китайского театра (см. ст. «Театр стран Азии и Африки»). В 1960-х годах классический репертуар стал подвергаться резкой критике. Появились произведения, посвященные «актуальным проблемам» политической и экономической жизни. В 1963 — 1964 гг. был поставлен вопрос о замене классических пьес современными.

Большое значение в становлении театра Корейской Народно-Демократической Республики имели постановки произведений национальных драматургов. В 1947 — 1949 гг. начали работать Государственный народный художественный театр (ныне Пхеньянский городской театр), Государственный театр (ныне Государственный драматический театр), Труппа Корейской народной армии и другие коллективы, развивающие лучшие национальные традиции, использующие опыт других социалистических стран. В репертуаре — пьесы, посвященные активному участию масс в строительстве социализма, становлению народной власти и другим важным темам. В конце 60-х — начале 70-х годов наряду с современными и историческими пьесами в театрах КНДР ставятся пьесы, посвященные национально-освободительному движению: «Над уровнем моря» в Государственном драматическом театре, «Пусан», «Факел Почхонбо», «Зеленая сосна», «Наша мать» Ким Сона — в Государственном драматическом театре «Чхоллима».

Профессиональные театры Монгольской Народной Республики возникли из драматических кружков. Спектакли ставились в традициях народных представлений.

В 1963 г. ведущий театр республики — Государственный музыкальный драматический театр разделился на Государственный театр оперы и балета и Государственный театр драмы имени Д. Нацагдоржа. В репертуаре театров — пьесы монгольских драматургов, произведения советских авторов, русской и европейской классики. В 1971 — 1972 гг. в Театре оперы и балета состоялись премьеры оперы «Князь Игорь» А. Бородина и балета С. Прокофьева «Золушка». Театр драмы имени Д. Нацагдоржа поставил «Царя Эдипа» Софокла, «Кавказский меловой круг» Б. Брехта и «Мать Оролма» монгольского драматурга Д. Намдага. В Улан-Баторе работают также Центральный детский театр, Театр кукол. Музыкально-драматические театры имеются во многих городах Монголии. Например, в 1972 г. музыкальной драмой «Утерянная печать» композитора Д. Лувсаншарава открылся музыкально-драматический театр в городе Улангоме.

После победы народной революции на Кубе в 1959 г. и образования Республики Куба там началось бурное развитие театрального искусства. Были созданы профессиональные и самодеятельные коллективы в провинции, театры для детей и юношества. В Гаване работают Национальный театр Кубы, Экспериментальный театр, Национальный кукольный театр, Дом театра. С программой обновления национального искусства выступил Театр-студия, основанный в Гаване в 1958 г.

Проводятся массовые театральные представления агитационного характера. Организуются фестивали рабоче-крестьянского театра, фестивали латиноамериканского театра. В 1960 — 1970-е годы в репертуар входят произведения мировой классической драматургии, пьесы кубинских авторов.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru