2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Театр стран Восточной Европы

Значительный вклад в развитие мирового театрального искусства внесли народы Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии. На различных этапах своей истории народы этих стран в течение длительного времени испытывали иноземный гнет. Это сказалось на развитии театра. В пору национального угнетения театр призывал к борьбе против иноземных влияний, за право народа на самобытное искусство.

Народы восточноевропейских стран имеют давние театральные традиции. Так, в Болгарии до наших дней сохранились яркие театральные игрища, восходящие к древнейшим зрелищным формам. Причудливо и пестро разряженные «кукери» («старцы») ходят из дома в дом, а затем разыгрывают на сельской улице веселое, праздничное действо, изображая работу на пашне. В Польше зачатки театра, тоже восходящие к древним обрядам, продолжали жить в искусстве народных потешников — франтов. Упоминания о них относятся еще к XIII в. Имеются свидетельства о существовании в ту же пору родственных им народных бродячих актеров и на землях нынешней Венгрии.

Средневековый театр в своеобразных формах, близких фольклорной традиции, получил заметное развитие в Польше и Чехии.

Войцех Богуславский.

Драма Возрождения, утверждавшая светлые, жизненно реальные мотивы, дала интересные образцы в Польше и Венгрии. Так, в Польше Николай Рей (1505 — 1569) написал драму «Жизнь Иосифа» (1545), дав современное истолкование традиционного библейского сюжета. В Венгрии в 1558 г. появилась обработка в духе идей Возрождения трагедии Софокла «Электра» Петера Борнемиссы (1535 — 1585).

Особенно щедро расцвело искусство театра в XVI — начале XVII в. в небольшой, но влиятельной республике Дубровнике (в Далмации). Возможность давать представления под открытым небом, прямо на улицах и площадях этого замечательного города, близость Венеции способствовали развитию театра.

Самые значительные драматурги Дубровника — Марин Држич (1508 — 1567) — автор веселой комедии «Дядюшка Марое» о похождениях сына богатого купца и Иван Фраков Гундулич (1589 — 1638), написавший пастораль «Дубравка», прославлявшую силу любви и свободу родного Дубровника.

В XVIII в. создаются первые публичные театры: в Праге — «Театр у Котцу» (1737), театр «Боуда» (1786); «Театр Народовы» в Варшаве (1765), венгерский Национальный театр (1790).

Театры эти не всегда оказывались долговечными. Некоторые из них, сталкиваясь с трудностями, вынуждены были прерывать свою деятельность. Но усилия по возрождению национальных театров не только не прекращались, но становились еще более настойчивыми.

Так, в Польше еще в эпоху Просвещения развернулась многогранная деятельность Войцеха Богуславского (1757 — 1829) — «отца польского театра». Богуславский был драматургом, актером, режиссером, организатором и руководителем театров, педагогом. В 1794 г. он сочинил либретто и поставил комическую оперу «Мнимое чудо, или Краковцы и горцы» (музыка Я Стефани), имевшую в условиях национально-освободительного движения большой политический резонанс.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru