2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Немецкий театр

В XVII — XVIII вв. в Германии возникает и успешно развивается профессиональный театр. До середины XVII в. существовали придворные театры, ставившие оперы и балеты по итальянским образцам, и школьные театры, дававшие спектакли на латинском языке. Тридцатилетняя война (1618 — 1648) задержала экономическое и культурное развитие Германии. По голодной и разоренной стране бродили труппы английских и верхненемецких комедиантов (так назывались немецкие странствующие труппы, выступавшие в основном в Южной Германии). Они оказали значительное влияние на развитие массового демократического театра.

В начале 60-х годов образуются многочисленные любительские театральные кружки. Наиболее известным стал кружок при Лейпцигском университете. Его участники знакомили зрителей с драматургией Корнеля, с манерой игры актеров французского классицизма. В лейпцигском кружке впервые начал выступать Иоганн Фельтен (1640 — 1692). Став позже во главе одной из лучших бродячих трупп, Фельтен сумел завоевать признание зрителей умелым выбором пьес, отказом от устарелых театральных приемов. Фельтен хотел, чтобы театр принимал участие в решении важных жизненных вопросов.

Веймарский придворный театр. В конце ХVIII — начале XIX в. им руководил Гёте.

Реформаторскую деятельность Фельтена продолжала знаменитая актриса Каролина Нейбер (1697 — 1760). В руководимом ею театре складывается новая, так называемая лейпцигская школа актерского искусства. Каролина Нейбер подняла общую культуру немецкого театра и роль театра в общественной жизни, боролась за репертуар, основанный на высокохудожественной профессиональной драматургии.

В XVIII в. развитие театра и драматургии Германии протекало под влиянием идей Просвещения. Задачи, выдвинутые деятелями Просвещения, требовали создания театра, близкого демократическим массам. Основоположником реалистического направления в театре стал великий немецкий просветитель, драматург Готхолъд Эфраим Лессинг (см. т. 11 ДЭ, ст. «Готхольд Эфраим Лессинг»). В своих теоретических работах («Гамбургская драматургия»), в пьесах Лессинг выступал за гармонию чувств и разума, против однозначных классицистских догм. Герой пьес Лессинга — свободный человек, отстаивающий свое право на счастье. Идеи Лессинга осуществлял Гамбургский национальный театр. Его актеры К. Аккерман, С. Шредер, Ф. Шредер, К. Экгоф пропагандировали и творчество Шекспира, считали, что его пьесы должны составлять основу репертуара. Ф. Шредер стремился сблизить театральное искусство с литературным движением «Буря и натиск» (см. т. 11 ДЭ, статьи «Иоганн Вольфганг Гёте», «Фридрих Шиллер»). Иную сторону просветительской идеологии воспринял театр в Маннгейме. Ведущий актер этого театра Август Вильгельм Иффланд (1759 — 1814) ориентировался на популярную в то время мещанскую драму, где большое внимание уделялось мелочам быта, подробностям жанровых характеристик. Это наложило отпечаток и на актерскую игру в Маннгеймском театре.

В конце XVIII — начале XIX в. под влиянием Великой французской революции общественная жизнь Германии изменяется, растут прогрессивные идеи и настроения. В этот период великий писатель Гёте возглавлял придворный театр в Веймаре и ставил там спектакли в духе просветительского классицизма (см. ст. «Французский театр»).

В Веймарском театре и игра актеров, и музыка, и декорации были подчинены одной художественной задаче. Гёте пригласил в Веймар своего друга — поэта и драматурга Шиллера. Для Веймарского театра Шиллер написал несколько пьес, которые были там же поставлены. Свои требования к игре актеров Гёте изложил в «Правилах для актеров», основанных на канонах классицизма. Гёте и Шиллер хотели, чтобы со сцены их театра звучали героические идеи, созвучные идеям французской революции. Драматическое творчество Гёте и Шиллера стало вершиной искусства театра этого периода. Веймарский классицизм — важный этап в развитии театра еще и потому, что здесь впервые рождалось искусство режиссуры.
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru