2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Итальянский театр

Поначалу эпоха Ренессанса (Возрождения) воспринималась современниками только в светлых, оптимистических очертаниях, темная сторона царства «новорожденного капитала» открылась для искусства в более позднее время.

Истоки нового театра были связаны с народным искусством и философией гуманизма (см. т. 8 ДЭ, ст. «Люди и идеи Возрождения»).

Преодоление духовной диктатуры церкви, победа нового, жизнерадостного и жизнелюбивого мировоззрения, связанного с зарождением новых, более прогрессивных общественных отношений, может быть, ярче всего давала себя знать в шумных народных празднествах. Из года в год в Италии на карнавальных праздниках, на маскарадах и пирушках появлялись остроумные, ловкие, талантливые мастера импровизаций и лицедейства (представления в лицах). В Венеции любили маски ловких и пронырливых, гораздых на всякие выдумки парней — Бригеллы и Арлекина, слуг-дзанни. На народных увеселениях родились маски персонажей первого европейского профессионального театра — комедии дель арте. Пользуясь языком карнавальной буффонады — шуток, трюков, буйных плясок, комедия дель арте выражала новое восприятие жизни. В ее спектаклях формировались законы театрального искусства. Так, было установлено, что живое, ни на минуту не прерывающееся действие есть самая главная особенность сценического искусства, что театральное творчество коллективно и требует ансамбля.

Актеры комедии дель арте не имели готового текста. Придерживаясь основной сюжетной канвы, они каждый раз немного по-новому придумывали свои реплики, живо и остроумно импровизируя. Это поддерживало их в состоянии постоянной творческой активности.

Слава комедии дель арте распространилась по всей Европе, итальянские импровизаторы заезжали даже в далекую Россию.

Одновременно в Италии существовал любительский гуманистический театр, рассчитанный по преимуществу на ученую и аристократическую аудиторию. Помимо веселых и сатирически острых «ученых» комедий там разыгрывались героические и кровавые трагедии, которые потрясали зрителей всякими ужасами, и поэтически изысканные пасторали, где придворные нравы изображались идеализированно, под видом картин из пастушеской жизни.

Итальянская «ученая» комедия подражала старой римской комедии, ее авторы — Никколо Макиавелли, Пьетро Аретино и другие — нарисовали живую сатирическую картину современных им нравов.

Итальянские архитекторы эпохи Возрождения построили прекрасные театральные здания. Лучший образец театрального здания итальянского Возрождения, сохранившийся до нашего времени, — театр «Олимпико», построенный в Виченце архитектором Андреа Палладио (конец XVI в.). Архитектор Себастьяно Серлио в 1539 г. разделил сцену на две части — переднюю, где играли актеры, и заднюю, предназначенную лишь для декораций. Каждому драматическому жанру соответствовало определенное декоративное оформление: трагедии — дворцовая площадь, комедии — городская улица, пасторали — поляна или лес.

Представление комедии дель арте в Венеции на площади св. Марка. Гравюра XVII в.
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru