История средневекового театра — это история борьбы идеологии господствующих классов: феодалов и церковников — с идеологией трудового народа: крестьян, рабочих, ремесленников. Это история борьбы идеалистических, религиозных взглядов на жизнь с народным реалистическим мироощущением.
Долгие века в жизни людей феодальной Европы сохранялись традиции языческих обрядовых празднеств, содержащих элементы театрализации: столкновение Зимы и Лета, Майские игры, на которых исполнялись сценки с участием Короля и Королевы мая, и т. д. По Европе бродили труппы народных потешников — гистрионов. Они умели делать все: петь, плясать, жонглировать, лицедействовать. Разыгрывая комические сценки, они часто не только забавляли зрителей, но и высмеивали тех, кто притеснял и угнетал простых людей. Поэтому церковь запрещала обрядовые игры, преследовала гистрионов, но уничтожить любовь народа к театральным зрелищам была бессильна.
Стремясь сделать церковную службу — литургию более действенной, духовенство само начинает использовать театральные формы. Возникает первый жанр средневекового театра — литургическая драма (IX — XIII вв.). Во время литургии священники разыгрывали истории из Священного писания. Со временем представления литургических драм выносят из храма на паперть и церковный двор.
В XIII — XIV вв. появляется новый жанр средневекового театрального представления — миракль («чудо»). Сюжеты мираклей заимствуются из легенд о святых и деве Марии.
Одним из самых известных был «Миракль о Теофиле», написанный французским поэтом XIII в. Рютбефом. Теофил — монах, отрекшийся от праведной жизни и продавший душу дьяволу. За это нечистый осыпал Теофила богатствами и чинами. Но Теофил внезапно раскаялся и обратился с мольбой к деве Марии, которая в милосердии своем пожелала спасти заблудшую душу. Она явилась к дьяволу и потребовала вернуть расписку. Дьявол упирается: «Его душа мне дорога», на что дева Мария отзывается молодецким: «Вот я тебе намну бока». Под угрозой физической расправы дьявол отступает, и Теофилу вновь возвращается возможность загробного блаженства.
Вершина средневекового театра — мистерия. Она развивается в XIV — XV вв., в эпоху расцвета средневековых городов. Мистерии играют на городских площадях. Представление мистерии было массовым — и по числу участников (их бывало несколько сотен), и по числу зрителей. Длилось оно 3 — 5 дней. Сюжеты мистерий обычно брались из Библии.
К представлению готовились долго и тщательно — это было делом чести каждого города. Специально назначенные люди — часто это были авторы текста мистерии — репетировали с актерами.
Мистерия была зрелищем очень красочным: Моисей дотрагивался жезлом до скалы, и из нее начинала бить вода; в эпизоде сотворения мира на сцену выводили всевозможных животных — коров, овец, лошадей; адская пасть, возле которой прыгали и кривлялись черти, изрыгала настоящее пламя. Условность и натурализм смешивались в мистерии так же причудливо, как возвышенный пафос и грубое шутовство.
Сцену чаще всего строили как систему павильонов-беседок, каждая из которых обозначала определенное место действия: рай, ад, Голгофу и т. д. Иногда сцену воздвигали в виде кольца, в центре которого стояла публика, иногда использовали передвижные сцены — педжент. Каждый педжент соответствовал одному эпизоду мистерии, все они по очереди проезжали мимо зрителей.
В XIV — XVI вв. развиваются еще два жанра средневекового театра: моралите и фарс. Моралите — жанр поучительный и аллегорический. Персонажи моралите обычно олицетворяли различные нравственные свойства человека, его пороки и добродетели.
Герой моралите — человек вообще. «Каждый человек» — так и называлось английское моралите конца XV в. В этой пьесе Смерть являлась к Каждому человеку и звала его в «далекое путешествие», •разрешая взять с собой любого спутника. Человек обращался к Дружбе, Родству, Богатству, но всюду получал отказ. Сила, Красота, Разум, Пять Чувств соглашались сопутствовать человеку, но на краю могилы все они покидали его. Только Добрые Дела прыгали в могилу вместе с ним. Моралите отказывалось от библейских сюжетов, но сохраняло религиозную назидательность.
Фарс — первый жанр средневекового театра, порвавший с религиозной моралью. С позиций народного здравого смысла фарс, жанр веселый и сатирический, осмеивал социальные, политические, нравственные понятия феодального общества. В фарсе действуют глупые рыцари, жадные купцы, сластолюбивые монахи. Но истинный герой этого жанра, всех, не очень пристойных, но всегда смешных, фарсовых сюжетов — веселый плут из простонародья. В фарсе прав тот, кто всех перехитрил. Кажется, нельзя найти мошенника более ловкого, чем адвокат Патлен из одноименного французского фарса. Притворившись умирающим, он обманул купца, у которого взял в долг сукно. Пастуху, укравшему у того же купца баранов, Патлен посоветовал в суде в ответ на все вопросы судьи только блеять по-бараньи, и Пастух выиграл дело. Но когда адвокат требует от Пастуха обещанное вознаграждение, он слышит лишь баранье блеяние, а потом Пастух убегает: попробуйка догони.
Представление фарса во Франции. Гравюра XVI в.
Опыт фарсовых представлений был широко использован театром последующих
эпох. Комедии Лопе де Вега, Шекспира, а позже Мольера восприняли не только
буффонные приемы фарса, но и наполнявший его дух народного свободомыслия.
2i.SU ©® 2015