В первобытном обществе человек полностью зависел от непонятных ему сил природы. Смена времен года, неожиданные холода, пожары, падеж скота, неурожай, болезни — все приписывалось сверхъестественным силам, которые надо было умилостивить, расположить к себе. Одним из наиболее важных средств достижения успеха в каком-нибудь деле считалось, по представлениям древних, волшебство (магия). Оно состояло в том, что перед каким-нибудь трудовым процессом разыгрывалась мимическая сценка, изображавшая успешное осуществление этого процесса. Так родились обрядовые игры.
Участники обрядовых игр использовали довольно сложную пантомиму, сопровождая ее песнями, музыкой, танцами. Древним казалось, что все это имело магическую силу. Так уже в ранних обрядовых действах содержались и сливались воедино некоторые элементы современного театра.
Обрядовые игры всегда связаны с формами хозяйства, которые развиты у того или иного народа. У племен, добывавших себе пищу охотой и рыбной ловлей, разыгрывались целые охотничьи представления. Участники их делились на две группы. Те, кто изображал «добычу», украшали себя перьями птиц, клыками, надевали звериные шкуры, звериные маски или раскрашивали тело и лицо. Игра состояла из сцен выслеживания, преследования и умерщвления добычи. Затем все участники исполняли пляску под звуки бубна или барабана, сопровождая ее воинственными криками и пением.
У земледельческих народов мимические игры входили в праздники, связанные с весной — с оживлением природы, с началом посевных работ, осенью — со сбором урожая, замиранием природы. Поэтому большинство земледельческих обрядов изображают «рождение» и «умирание» божества — покровителя природы, торжество светлых сил жизни над темными силами смерти. На этих праздниках траур и печаль сменялись радостью, весельем, шутками. Некоторые черты таких игр сохранились в позднейших западноевропейских карнавалах.
В <Древнем Египте уже с конца III тысячелетия до н. э. ежегодно при храмах, особенно во время коронации фараонов, жрецы разыгрывали театрализованные сценки о покровителе земледельцев и ремесленников — боге Осирисе. Изображалось убийство Осириса его коварным братом Сетом, поиски и погребение тела Осириса его супругой Исидой, месть Гора, сына Осириса, за отца и чудесное воскресение Осириса.
В Греции были издавна распространены обряды карнавального типа в честь сельских богов. Особенно важную роль в развитии греческого театра сыграл культ бога Диониса, появившийся в VIII — VI вв. до н. э.
Дионис сначала считался богом творческих сил природы. Затем, когда греки познакомились с возделыванием винограда, он стал богом виноградарства, виноделия, веселья, а позже покровителем театрального искусства. Во время шумных праздничных процессий в честь Диониса — Дионисий разыгрывались сценки из жизни бога. В них рассказывалось о том, как Дионис принес в Грецию виноградную лозу, о борьбе Диониса с врагами, о его гибели, воскресении и победе над противником. Изображалось торжественное прибытие Диониса из-за моря на увитом плющом корабле, который римляне позднее прозвали «корабельной повозкой» — «каррус навалис» (отсюда — карнавал).
Диониса сопровождала толпа ряженных в козлиные шкуры и маски, изображавшая сатиров — козлоногих спутников бога. Жрец и хор сатиров в хвалебных песнях (дифирамбах) рассказывали о странствиях и страданиях бога. Из этой серьезной стороны дионисийских обрядов родилась греческая трагедия. Само слово «трагедия» значит «песнь козлов» (от «трагос» — козел, которого приносили в жертву Дионису, и «оде» — песнь). Комедия, наоборот, родилась из веселой, карнавальной стороны этих праздников. Из праздников в честь Диониса родилась и сатировская драма — веселая пьеса с благополучным концом, названная так потому, что хор в ней составляли сатиры.
По мере развития греческого театра в трагедиях стало рассказываться не только о Дионисе, но и о других богах, а позднее и о героях — Геракле, Эдипе, Тесее. Хор стал изображать не спутников бога, а обычных людей. Жизненные мотивы все больше проникают в трагедию, а в комедии становятся преобладающими.
Это отличает древнегреческие обряды и театральные действа от аналогичных
форм в Египте и во многих странах Древнего Востока. Там строго соблюдалась
религиозная сторона обрядов, жрецы не допускали ни малейшего отступления
от установленного ритуала и проникновения бытовых черт. Поэтому там первичные
театрализованные действа так и остались в рамках религиозных обрядов, далеких
от форм современного театра. И только в Древней Греции родилось высокое
искусство театра, на основе которого возник европейский театр.
2i.SU ©® 2015