2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Кому принадлежит театр

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла перед народом мир прекрасного, вручила ему, как полновластному хозяину, неисчислимые богатства национальной художественной культуры.

После революции новая жизнь пришла в театр, ставший общенародным достоянием. В ту первоначальную пору у театра еще не было революционного репертуара. Но и старый репертуар захватывал нового зрителя, впервые приобщавшегося к театру. Новому, в эстетическом отношении еще мало искушенному зрителю становились доступны и близки пьесы Грибоедова и Гоголя, Островского и Горького. Он безошибочно угадывал в них самое главное для себя — социальную сущность характеров, все происходившее на сцене оценивал с позиций социальной справедливости.

Тот самый «Овечий источник» Лопе де Вега, прославивший некогда Марию Николаевну Ермолову, в годы гражданской войны был поставлен в Киеве. На этот спектакль приходили перед отправлением на фронт вооруженные отряды бойцов Красной Армии.

Театр обращал их к далекому прошлому, но в том прошлом зрители видели таких же, как и они, людей из народа и выражали им свою классовую солидарность. Победу испанских крестьян в финале представления красноармейцы восторженно встречали пением «Интернационала». Так велико было воздействие театрального искусства, выражавшего идеалы свободы.

В те давние уже годы начиналась новая страница в многовековой истории мирового театра. На советскую сцену выходил герой, которого до того не знал мир: не знал ни античный театр, ни театр средневековья, ни театр эпохи Возрождения, ни буржуазный театр. Этот новый герой — солдат революции, хозяин своей судьбы и своей отчизны, большевик, борец за коммунизм, за будущее всего человечества.

Герой революции выходил на сцену в пьесах, ставших ныне золотым фондом советской драматургии: «Шторм» В. Билль-Велоцерковского, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Разлом» Б. Лавренева, «Виринея» Л. Сейфуллиной. Народный зритель, бойцы гражданской войны с непередаваемым энтузиазмом, с глубочайшим волнением встречались с родным им

героем и в более ранних по времени, но менее известных ныне пьесах А. Вермишева, А. Неверова, А. Серафимовича, Вяч. Шишкова...

Рожденный революцией театр, став под ее знамя, вобрал в себя все лучшее в. прежнем театральном опыте, по праву унаследовал предназначенное ему богатейшее художественное наследие. Наследие это не тянуло его назад, не сдерживало его развития, а послужило исходным началом движения по новому, социалистическому пути.

На новом пути возникла и утвердилась и новая театральная культура — многоязычная, многообразная по национальной форме и единая по своей социалистической сущности. Советский театр связан с жизнью всех народов Советского Союза. Он говорит со своим зрителем на многих языках!

Так велика стала сфера деятельности советского театра, его непосредственного участия в жизни общества. Он живет его интересами, его идеалами. Советский театр видит свое призвание в том, чтобы помогать обществу воспитывать нового человека, гармонически развитую личность, строителя нового мира, прокладывающего человечеству путь в будущее.

Эскиз костюмов горожанок к опере III. Гуно «Фауст». Художник В. Ф. Рындин. Большой театр. Москва.

Эскиз декорации к балету М. Р. Раухвергера «Снежная королева». Художник В. Я. Левенталь. Большой театр. Москва.

Художественное оформление спектакля

Декорации, бутафория, мебель, костюмы, грим и освещение составляют художественное оформление спектакля. У художественного оформления спектакля две задачи: создание определенной зрительной, социальной, исторической, бытовой и психологической среды спектакля и организация сценического пространства.

Прежде всего художник пишет эскизы оформления будущего спектакля. По этим эскизам создается макет, т. е. модель будущей декорации. Его тщательно проверяют выгородкой на сцене. Выгородка — это установка на сцене имеющихся частей декораций по плану и замерам нового макета. По проверенному макету изготовляют точные чертежи. Затем начинается изготовление декораций, мебели и бутафории квалифицированными столярами, бутафорами и художниками-декораторами.

Готовые декорации передаются на сцену для монтировки их, т. е. для слаживания по актам и картинам и для репетиций в них актеров. Большое значение в оформлении спектакля имеют костюмы. Они делаются по эскизам, которые обсуждаются с режиссером, актером, для которого они задуманы, и с заведующим костюмерной частью.

Чрезвычайно важно было в театре всегда, а в наше время приобрело первостепенное значение освещение. Оформление ряда спектаклей решается почти исключительно светом: он создает нужное настроение и атмосферу, разнообразные сценические, батальные, бытовые эффекты, явления природы (восходы и закаты, дождь, снег, буря и т. д.). С освещением и смонтированными декорациями проводятся монтировочные и генеральные репетиции, на которых с действиями актеров слаживается все оформление, освещение, звуковые эффекты и музыкальное сопровождение. Задача их — добиться полной гармонии и взаимосвязи всех компонентов спектакля.

Сцена

Мы знаем. что сцена — это часть театрального здания, где происходит представление. «Сцена» («скене») — слово греческое. В древнегреческом театре это была легкая постройка, где переодевались и откуда выходили актеры. А играли они в орхестре — круглом или полукруглом пространстве перед скеной, под открытым небом. Впоследствии местом для игры актеров стал проскений — площадка, образуемая высокой декоративной пристройкой перед скеной. В древнеримском театре эта площадка заняла большую часть орхестры и стала называться просцениум. Из него и развилась современная сцена.

Современная сцена — это сцена-коробка. Она отделена от зрителей портальной аркой. Часть сцены, выступающая перед портальной аркой, — просцениум (место, предназначенное главным образом для вставных эпизодов спектакля). Передняя часть сцены, вплотную примыкающая к занавесу, — авансцена; пространство за ней — игровая сцена, а у задней стены находится арьерсцена, где размещается, а иногда заранее заготовляется оформление спектакля. По обе стороны от портальной арки у боковых стен сцены расположены скрытые от зрителей пространства — карманы. Здесь готовятся к выходу актеры и хранятся необходимые для спектакля части оформления.

Пространство под полом сцены — трюм. Трюмы в зависимости от своего назначения бывают разной глубины — от 0,7 до 5 м и более. Пол сцены — планшет — состоит из отдельных щитов размером 2X1,5 м. Щиты крепятся винтами к брусьям, положенным параллельно портальной арке, и могут выниматься и образовывать в планшете отверстия — провалы. Трюм и планшет составляют нижнюю сцену.

По бокам сцены на разных уровнях расположены рабочие площадки, с которых рабочие поднимают и опускают подвесные декорации. Рабочие площадки поднимаются несколькими ярусами и образуют так называемую верхнюю сцену. Над верхней сценой расположена колосниковая решетка — колосники. На ней установлены блоки для подвески декораций.

Оборудование верхней сцены состоит из сложной подъемной системы, служащей для подачи на сцену и уборки под колосники частей декорации, а также панорамной, или горизонтальной, дороги. По ней между роликами с одной стороны сцены на другую перетаскивается канат, вправленный в верхнюю кромку панорамы. Панорама, сматываясь с вертикального вала, находящегося по одну сторону сцены, и наматываясь на противоположный вал, может проходить перед зрителем.

Механическое оборудование нижней сцены состоит из люков — провалов, фурок-тележек и поворотных кругов разнообразных систем и размеров. Щит планшета вынимается или откатывается, и под ним устанавливается система подъемно-опускной площадки, благодаря чему человек или предмет могут мгновенно появляться или исчезать. На фурках-тележках по сцене передвигаются декорации или части их. Поворотные круги бывают накладные — постоянные или разборные, врезные, составляющие часть планшета; барабанные, когда вращается не только планшет, но и расположенный под ним трюм; концентрические, составленные иа нескольких колец. Диаметр кругов от 6 — 7 до 25 м и более. Есть и другие, более сложные системы механического оборудования сцены. Задача их — быстрая смена декораций для придания действию динамики, стремительности.

Большое значение в оснащении сцены имеют занавесы: противопожарный железный занавес, наглухо отделяющий сцену, если нужно, от зрительного зала; антрактный опускной, антрактный раздвижной; глушитель, поглощающий ненужные шумы во время перестановок.

Сцена оборудована сложной осветительной аппаратурой. Это рампа (нижний свет), 7 — 8 подвесных софитов (верхний свет), выносной свет (из зрительного зала), контражурный свет (из глубины сцены), местный свет, скрытые подвесы, световые эффекты, отдельные светильники. Все они оснащены цветными светофильтрами тончайших оттенков, благодаря чему меняется окраска света.

Оборудование сцены постоянно совершенствуется и видоизменяется ради одной задачи — создания актеру такого удобного и выразительного окружения, в котором он мог бы лучше донести до зрителя содержание той или иной пьесы.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru