2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Театр и общество

Театр обладает огромнейшими возможностями в правдивом и мудром отражении на сцене движения жизни. И к каким бы историческим временам и эпохам ни обращал он свое искусство, оно остается современным, духовно близким своему времени, нравственным потребностям общества. Тут дает о себе знать еще одно из притягательных свойств театра.

Страницы его истории напоминают нам, каким значительным, воодушевляющим может быть воздействие театра на человека и на общество. Неповторимый талант великой русской актрисы Ермоловой своей эмоциональной, духовной мощью властно захватывал зрителя во время исполнения ею роли Лауренсии в пьесе Лопе де Вега «Овечий источник».

Театральное представление с участием Ермоловой становилось общественно-политическим событием. Событием настолько значительным, что театр вынужден был по настоятельному требованию полиции снять «Овечий источник» с репертуара. Власти испугались мощного воздействия искусства Ермоловой на зрительный зал, хотя на сцене происходили события, не имевшие ничего общего с российской действительностью. Театр знакомил зрителя с тем, что происходило некогда, еще в XVII в., в небольшом испанском селении.

В роли Лауренсии, молодой испанской крестьянки, поднявшей своих односельчан на борьбу с произволом и тиранией феодального правителя, Ермолова зажигательно и страстно поднимала голос против социальной несправедливости, за свободу, за достоинство и честь человеческой личности. Демократически настроенная часть зрительного зала, молодежь прежде всего, в монологах Лауренсии слышала горячий и смелый призыв самой Ермоловой — своего трибуна.

К. С. Станиславский на репетиции с актерами 1-й Студии МХТ.

Имя Ермоловой не значилось в рядах активных участников освободительного движения в России, но искусство ее в таких ролях, как Лауренсия, оказывало революционное по своей сути воздействие на сознание молодого поколения.

То, что произошло в 1876 г. в Малом театре на спектакле «Овечий источник», повторилось в какой-то степени позже, уже в начале нынешнего столетия, когда Московский Художественный театр поставил «Доктора Штокмана» Ибсена. В те годы все сильнее давало знать о себе приближение первой русской революции, и Станиславский писал впоследствии: «Нужна была революционная пьеса — и «Штокмана» превратили в таковую». В превращении обычной психологической бытовой драмы в пьесу революционную сказалось не только влияние времени.

Сказались тут и прогрессивность, общественно-политическая направленность Художественного театра, и искусство одного из самых выдающихся актеров той поры — Станиславского. Роль правдолюба Штокмана воспринималась как самая знаменитая роль актера, с редкостной силой таланта выразившего прогрессивные настроения тогдашнего общества.

Сцена из спектакля «Молодая гвардия». Пьеса А. Алексина по роману А. Фадеева. Центральный детский театр. Москва.

Особенно проявилось это в Петербурге, в дни гастролей там Художественного театра. Представления «Доктора Штокмана» совпали с полицейской расправой над участниками студенческой демонстрации, состоявшейся на Невском проспекте у Казанского собора. Студент, высланный из Петербурга за участие в этой демонстрации, писал Станиславскому: «Вы, может быть, сами хорошенько не сознаете, что создано вами. Жизнь истаскала, загрязнила, стерла и исказила самые дорогие человеку идеалы. Вы же возрождаете, очищаете их».

Примеры эти далеко не случайны. На протяжении всего XIX в. наш театр — от Щепкина и Моча-лова до Станиславского И Немировича-Данченко, от Грибоедова и Гоголя до Чехова и Горького — осуществлял выдающуюся по своему значению общественную миссию. Театр и общество, общество и театр устанавливали теснейший союз, вдохновляемый идеалами демократии, освободительного движения, социального прогресса. Общественное признание Малого театра вторым университетом Москвы внушительно свидетельствовало, насколько велико место сценического искусства в духовной жизни человека и общества.

Сцена из спектакля «Протокол одного заседания» А. Гельмана. Куйбышевский драматический театр имени А. М. Горького.

Все передовые деятели русской сцены сознавали свою духовную, гражданственную причастность к народу. В служении ему видели люди театра свое призвание, хотя старая жизнь мешала, всячески препятствовала сближению театра с народом. Ведь сближение с ним означало бы просвещение народа, пробуждение его самосознания. А все это не совпадало с интересами царского самодержавия, основанного на порабощении трудящихся.

Народные театры

Каждый вечер во Дворцах и Домах культуры, в клубах и красных уголках собираются люди самых разных профессий, самого разного возраста — от школьников до ветеранов труда. Что заставляет их спешить сюда после трудового дня, забыв об усталости и домашних заботах? Ответ может быть только один — страстная любовь к театру, желание приобщиться к творческому процессу, самим стать создателями художественных ценностей. Народный театр предоставляет им эту возможность.

Народный театр — высшая форма театральной художественной самодеятельности, ее новая и более высокая ступень развития. Народный театр активно приобщает людей к миру искусства, воспитывает в человеке художника, помогает ему стать гармонически развитой личностью. Народные театры есть в самых отдаленных уголках Советского Союза. Сотни людей настойчиво и последовательно овладевают основами актерского мастерства, знакомятся с тайнами творческого процесса.

Сейчас в Советском Союзе действует более 3 тыс. народных театров, объединяющих рабочих, колхозников, служащих, учащихся. Особое место среди народных театров занимают театры юного зрителя. В их работе принимают участие школьники. Народные театры юного зрителя устанавливают прочные связи со школой, помогают педагогам в воспитании подрастающего поколения.

В репертуаре народных театров прочное место заняли пьесы советских драматургов, русская и зарубежная классика. Интересными работами стали спектакли «После сказки» Ч. Айтматова (театр Челябинского политехнического института), «Старик» М. Горького (театр совхоза «Красный» Краснодарского края), «Гамлет» У. Шекспира (Енисейский народный театр), «А зори здесь тихие» Б. Васильева (театр города Тольятти Куйбышевской области), «Доходное место» А. Островского (Ангарский народный театр) и др.

Народные театры отличает острое чувство современности, горячая потребность откликнуться на самые сложные вопросы нашей действительности, активные поиски новых форм.

Создание собственного репертуара, непосредственное обращение к «нетеатральным» литературным жанрам — прозе, стихам, публицистике — стало принципом работы Ивановского молодежного театра фабрики имени Балашова, народного театра омских нефтяников, студенческого театра Ленинградского института железнодорожного транспорта и многих других.

Народные театры тесно связаны с профессиональными. Известные актеры и режиссеры профессиональных театров делятся своим опытом с коллективами народных театров, участвуют в создании спектаклей.

Малый театр, МХАТ имени М. Горького, Театр имени Вл. Маяковского, Театр имени Моссовета в Москве, Большой драматический театр имени М. Горького, Театр драмы имени А. С. Пушкина в Ленинграде, Омский драматический театр и другие ведут работу с народными театрами, помогая им повысить профессиональное мастерство, театральную культуру. Шефство мастеров профессионального театра над коллективами театральной самодеятельности стало доброй традицией.

Мастера профессиональных театров участвуют в работе лаборатории режиссеров народных театров. Так, в течение многих лет возглавляет лабораторию режиссеров народных театров Ярославской области главный режиссер Ярославского драматического театра имени Ф. Волкова — Ф. Е. Шишигин. Здесь обсуждаются режиссерские планы, репетиции, эскизы декораций и т. д. Работа лаборатории значительно повысила профессиональный уровень народных театров области.

Огромное значение для роста и развития народных театров имеют смотры и фестивали самодеятельного творчества трудящихся. Они требуют от народных театров творческого анализа своей деятельности, поисков новых форм.

Народные театры нашей страны неоднократно участвовали в международных фестивалях самодеятельных театров. Их искусство было высоко оценено зрителями.
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru