2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Союз актера и режиссера

Актер, прежде всего актер, чудесной силой своего искусства создает в театре словно бы реальные картины человеческого бытия, в какой бы роли ни появлялся он перед зрителем — античного царя Эдипа или комсомольца Павла Корчагина. И когда актер достигает этого жизненного правдоподобия, зритель благодарно и взволнованно отзывается на то, что происходит перед ним.

Вспоминается поэтическая быль для детей, рассказанная С. Михалковым. Где-то в провинции в детском театре шло представление «Хижины дяди Тома», взволновавшее ребят трагической судьбой обездоленных негров, продаваемых с аукциона. Когда стали продавать старого дядю Тома, девочка, сидевшая в зрительном зале, не выдержала. Она порывисто встала, поднялась на сцену и протянула все имевшиеся у нее деньги, чтобы спасти негра. Та девочка до конца поверила в неотразимую правду театра, и она стала для нее правдой самой жизни.

Актер, по признанию Станиславского, властелин сцены. Но на сцене он не одинок, она принадлежит не только актеру... Мы подошли здесь к одной из самых существенных особенностей театрального искусства.

Книгу пишет писатель, картину — живописец, музыку сочиняет композитор, статуя или барельеф — дело рук скульптора. А кого назвать автором столь своеобразного художественного произведения, как спектакль! Одного, единственного автора тут нет. Ведь спектакль создается коллективными усилиями актеров, драматурга, режиссера, художника-декоратора, композитора и других работников театра. И они все — создатели спектакля. Но кто-то же должен объединять и сплачивать эти общие усилия театрального коллектива? В современном театре такое высокое назначение выпало на долю режиссера.

Профессия режиссера сравнительно молода. Режиссер таким, каким мы знаем его сегодня, пришел в театр и утвердился в нем в последние десятилетия XIX в, А до того заботу о создании спектакля брал на себя или первый актер труппы, или же автор пьесы.

В разные театральные времена режиссерские обязанности, весьма несложные по сравнению с нынешними, исполняли, например, драматурги Софокл и Еврипид, участвовавшие в постановке своих трагедий в античном театре. Позже обязанности эти выполняли драматурги-актеры: Шекспир — в Англии, Мольер — во Франции, Ганс Сакс — в Германии. В русском театре обязанности наставника труппы брал на себя, например, актер Щепкин. Несомненным режиссерским дарованием обладал драматург Островский, возглавлявший на московской сцене постановки всех своих пьес.

Но первыми подлинными режиссерами в России по праву считаются создатели Московского Художественного театра — Станиславский и Немирович-Данченко (см. ст. «Путь советского театра»). На режиссерском поприще они заслужили признание прогрессивных театральных деятелей всего мира. В сценическом истолковании современных для того времени пьес Чехова и Горького, в новаторской организации всего творческого процесса театра они следовали новым эстетическим, идейно-художественным принципам, впервые осуществляемым на русской и мировой сценах. Смелые новаторы, первооткрыватели новых театральных горизонтов, они творчески развивали театральные идеи Пушкина и Гоголя, Щепкина и Островского, выдающихся художников прошлого. Замечательный опыт Станиславского и Немировича-Данченко послужил твердой основой прогрессивного, реалистического учения о режиссуре, об общественном назначении искусства театра.

Первое поколение советских режиссеров, талантливых строителей молодой социалистической театральной культуры, вышло из режиссерской школы Станиславского и Немировича-Данченко, оно видело в них своих авторитетнейших учителей и наставников.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru