2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

За что мы любим театр

История театра издавна сопутствует истории человечества. С той первоначальной страницы истории, как человечество помнит себя, оно помнит и театр, ставший вечным его спутником.

— Любите ли вы театр, так, как я люблю его? — спрашивал своих современников великий наш соотечественник Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театра.

Любите ли вы театр? С таким же вопросом более 20 веков назад могли бы обратиться к своим зрителям, заполнявшим каменные скамьи огромных амфитеатров под открытым небом Эллады, великие отцы античного театра Эсхил и Софокл, Еврипид и Аристофан.

Вслед за ними, уже в иные века, иные исторические эпохи, с подобным же обращением к своим современникам могли бы обратиться Калидаса или, много позже него, Рабиндранат Тагор в Индии, Карло Гоцци и Карло Гольдони в Италии, Кальдерой и Лопе де Вега в Испании, Шекспир и Вен Джонсон в Англии, Корнель и Мольер во Франции, Лессинг и Шиллер в Германии... И все они, спросив людей своего времени: «Любите ли вы театр?» — были бы вправе рассчитывать на утвердительный ответ.

Теперь подумаем: чем же заслужил театр такую, не остывающую с веками любовь к себе? Почему так велика и настоятельна была потребность в нем во все времена — от рабовладельческого строя до строя социалистического? В театре человек видит такое отражение своей жизни, как ни в одном другом виде искусства. Это всегда действующее, живое, текущее во времени искусство, а не застывшее отражение действительности. Не случайно же драматурги издавна называют действующими лицами, героев своих пьес.

Сценическое искусство возникает всякий раз заново в момент встречи театра со своим зрителем, которому дарует оно ни с чем не сравнимое чувство сопереживания, эмоционального соучастия в самом процессе творчества. Именно в этом и видели волшебную силу театра выдающиеся мыслители — от Аристотеля до Станиславского.

Театр выявляет себя лишь в тот час, когда его искусство вступает в контакт со зрителем, отзывается в его сознании и душе, когда зритель вживается в события воспроизводимой на сцене жизни. Его сопереживание истинно во всех своих эмоциональных проявлениях — в радости и печали, в гневе и боли, в тревоге и настороженности, беззаботном смехе, горьких слезах.

А истинно ли само театральное представление, что вызывает в зрителе столь сложную гамму чувств и мыслей? Да, оно правдиво, только правдиво по-своему, по непреложным законам своего искусства... Во время представления шекспировского «Гамлета» Лаэрт смертельно ранит принца датского отравленной шпагой. Но после столь трагического исхода их поединка, способного глубоко взволновать переполненный зрительный зал, живым и невредимым остается исполнитель роли Гамлета, чтобы на будущих представлениях этой же трагедии в десятый, сотый или двухсотый раз вступать в смертельную дуэль с Лаэртом.
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru