2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Советские композиторы — детям

Советская музыка для детей и юношества повествует о школе, отряде, пионерском лагере, о дружбе детей всего мира, о подвигах героев, о событиях современных и исторических. В ней оживают образы героев любимых книг, волшебный мир сказок и фантазии.

В советской детской музыке развиваются все музыкальные жанры. В музыкальные театрах ставятся оперы («Красная шапочка» М. Раухвергера, «Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Морозко» М. Красева), балеты («Аистенок» Д. Клебанова, «Доктор Айболит» И. Морозова, «Золотой ключик» М. Вайнберга, «Чиполлино» К. Хачатуряна), музыкальные комедии на сюжеты старых добрых сказок. Во многих музыкальных спектаклях сказочность переплетается с реальной жизнью ребят («Мальчик великан» Т. Хренникова, «Фердинанд Великолепный» С. Баневича, «Тик-так» Ю. Рожавской).

Есть детские оперы о революционном прошлом (опера С. Баневича «Белеет парус»). Мечтам и стремлениям советской молодежи посвящена опера Д. Кабалевского «Сестры». Опера «Ай да Балда!» Б. Кравченко на сюжет пушкинской сказки написана для исполнения... в кукольном театре! Чудеса современной техники позволили в миниатюрной радиоопере Л. Пригожина «Доктор Айболит и обезьяны» единственному исполнителю петь на разные голоса партии разных действующих лиц — людей и животных.

Во многих мультипликационных фильмах и радиопостановках музыка занимает такое место, что они становятся почти что операми («Бременские музыканты» Г. Гладкова).

В Москве работает первый в мире Государственный детский музыкальный театр (см. ст. «Из истории детского театра»). Широко известен самодеятельный школьный оперный театр в городе Щёлково Московской области. Он носит название «Гуси-лебеди» — по одной из ранних советских детских опер композитора Ю. Вейсберг.

Жизнь, подвиги, мечты детей пришли в симфоническую музыку. Композитор Ю. Балкашин написал симфоническую поэму «Павлик Морозов». В вокально-симфонической поэме А. Петрова воплощена «Смерть пионерки» Э. Багрицкого. Симфонические сюиты многих композиторов представляют картины школьной и пионерской жизни (например, «Школьные годы» Н. Агафонникова).

Дети всего мира полюбили сказку С. Прокофьева «Петя и Волк» для чтеца и симфонического оркестра (см. ст. «С. С. Прокофьев»).

Советские композиторы подняли на большую высоту музыку, предназначенную для обучения детей игре на фортепиано. В фортепианных пьесах, циклах и целых альбомах С. Прокофьева, АН. Александрова, Д. Шостаковича, Д. Кабалевского, А. Хачатуряна, Г. Свиридова, С. Слонимского и других талантливых мастеров сочетается интересное, глубокое и поэтическое содержание с приемами игры, необходимыми для музыкального развития. Большой любовью учащихся пользуется сборник пьес «Детская музыка» С. Прокофьева (особенно задумчивая и таинственная «Сказочка» и веселый юмористический «Марш»).

Юным музыкантам адресованы «Детская тетрадь» (для начинающих) Д. Шостаковича, его «Танцы кукол» (фрагменты из балетных сюит композитора), Концертино для двух фортепиано. Юность — главная и любимая тема творчества Д. Кабалевского: его трех концертов — Скрипичного, Третьего фортепианного, Первого виолончельного, его многочисленных фортепианных пьес. Даже в старинную форму прелюдии и фуги Кабалевский вдохнул современное содержание: «Прием в пионеры», «Рассказ о герое» (у памятника неизвестному матросу), «Праздник в лагере» и др. (см. ст. «Д. Б. Кабалевский»).

Детская музыка композиторов братских республик помогает юным музыкантам ближе познакомиться с жизнью народов СССР, с жизнью своих сверстников. Ребята разных городов страны играют пьесы украинских композиторов В. Косенко, Н. Сильванского, И. Берковича, А. Филиппенко, башкирки С. Шагиахметовой, латышей А. Жилинскаса, М. Зариня, грузин А. Баланчивадзе, М. Парцхаладзе, армян Л. Спендиарова, С. Баласаняна, Г. Читчян, молдаванки 3. Ткач, эстонцев Э. Тамберга, Б. Кырвера, А. Гаршнека, Э. Каппа, литовцев Б. Дварионаса, В. Баркаускаса и других талантливых авторов.

Большое распространение в детской музыке получили кантаты и хоровые сюиты. Они посвящены В. И. Ленину («Посвящение» Ю. Чичкова, «Цветы Ильича» В. Сорокина), миру и дружбе («Песня утра, весны и мира» Д. Кабалевского), жизни пионеров («Зимний костер» С. Прокофьева) и другим замечательным и разнообразным темам. Эпизоды, посвященные жизни пионерии, входят также во многие советские кантаты и оратории: «Песнь о лесах» Д. Шостаковича, «На страже мира» С. Прокофьева, «Ленинцы» и «Реквием» Д. Кабалевского.

Советские композиторы пишут такжэ вокальные камерные произведения и циклы песен, посвященные жизни детей, но рассчитанные на исполнение профессиональными артистами. Таковы, например, «Болтунья», «Сладкая песенка», «Поросята» С. Прокофьева, «Семь веселых песен» и «Четыре песни-шутки» Д. Кабалевского (из этих тетрадей наиболее популярны «Мельник, мальчик и осел», «Сказка о старушке», «Разговор с первым классом»), «Простые песни» и «Пять веселых песен» А. Петрова, «Веселые песни» С. Слонимского.

Особый жанр детской музыки, возникший в СССР, — пионерская песня.
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru