2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Г. В. Свиридов (р. 1915)

Георгий Васильевич Свиридов — замечательный советский композитор, один из самых ярких и своеобразных художников нашего времени. Почти все творчество Свиридова посвящено вокальной музыке. Оратории и кантаты, вокально-инструментальные поэмы и циклы песен и романсов, отдельные романсы и песни — вот многочисленные разветвления избранного Свиридовым рода музыки.

Родился Свиридов в городе Фатеже Курской губернии, в самом центре России. Уже зрелым композитором отразил он свои впечатления от русской природы, характеров и крестьянского быта в кантате «Курские песни» (1964), в основу которой лег ряд песен родного края, воссозданных с необыкновенной поэтичностью.

Много поэтических впечатлений связано у Свиридова с Ленинградом, где он провел свою юность. Здесь он прошел замечательную школу композиторского мастерства (Свиридов учился в консерватории у Д. Д. Шостаковича), здесь зародился у композитора интерес к сочинению музыки на стихи поэтов, с этим городом связанных.

Г. В. Свиридов.

Свиридов замечательно чувствует слово, поэзию. Он умеет необычайно ярко и точно воссоздавать национальные черты поэзии, индивидуальный стиль того или иного поэта, и это делает его творчество интересным явлением в советской музыке. Свиридовские мелодии настолько сливаются, срастаются со стихами, что кажется: иначе и сказать, не только что пропеть, невозможно. Разные поэты, классики и современники, на произведения которых падает выбор композитора, словно бы становятся его друзьями-единомышленниками: музыка Свиридова дарит их стихам новую жизнь, заставляет их звучать во многом по-иному. Такими соратниками композитора в разное время становились Пушкин и Блок, Гоголь, Лермонтов, Некрасов, Шекспир, Берне, а также советские поэты Маяковский, Есенин и другие.

Первым сочинением, обратившим на себя внимание слушателей, были романсы на слова Пушкина, написанные 19-летним композитором. Но подлинный расцвет его самобытного таланта наступил в 50-е годы. Свиридов обратился к поэзии старейшего армянского позта А. Исаакяна и создал вокальную поэму «Страна отцов» на стихи поэта. Не менее знамениты и песни на стихи Р. Бёрнса (1955; в переводе С. Маршака). Созданный в этом цикле образ «славного горского парня», мужественного в бою, верного в дружбе и в любви, высоко несущего достоинство трудового человека («Кто честным кормится трудом, того зову я знатью»), завоевал всеобщее признание.

Вслед за тем Свиридов снова обратился к русской поэзии. Его привлек Есенин — поэт, чье обостренное чувство любви к Родине, ее природе и людям особо близко композитору. Свежесть и новизна музыкально-поэтического замысла «Поэмы памяти Сергея Есенина» (1956) положили начало обновлению вокально-симфонического жанра в советской музыке. Композитор не просто живописует русскую зиму, красавицу весну, необозримые просторы полей, чары колдовской летней ночи. За всем этим гулко бьется пульс истории: картины жизни дооктябрьской России сменяются революционным вихрем, сметающим старое...

Три темы становятся ведущими в творчестве Свиридова: одна связана с образами Родины, другая — революции, а третья — с образом поэта, который предстает как гражданин, художник, ум, глаза и совесть своего времени, своего народа.

Одно из самых монументальных созданий Свиридова — «Патетическая оратория» (1959) на стихи Маяковского. Незабываемо яркие музыкальные картины, сцены, рассказы и песни следуют непрерывной чередой: «Левый марш», создающий ощущение космической грандиозности революции; «Рассказ о бегстве генерала Врангеля», слушая который мы словно видим разгром и крушение белой армии; торжественный гимн краснозвездному герою; сдержанная и возвышенная лирика монолога «Наша земля» и молодой энтузиазм строителей будущего («Здесь будет город-сад!»); сердечный и откровенный ночной разговор поэта с В. И. Лениным — и заключительная хвала свету, солнцу и поэзии.

Но, может быть, наиболее близок композитору Блок. Вот «Петербургские песни» Свиридова. Ясно ощущается социальная тема — бесправие в дореволюционном Петербурге рабочего люда, показанное с глубоким трагизмом, в котором, однако, нет безысходности : рядом с картинами холода, смерти, отчаяния — весна и нежность, а главное — мужественная вера в неисчерпаемые моральные силы народа. И снова Блок — в «Песнях о России», — и снова думы о пути, что ведет из глубины веков через «вечный бой»... И еще одна Русь — некрасовская — в «Весенней кантате»...

Есть у Свиридова и инструментальные сочинения, по содержанию и стилю продолжающие вокальное творчество (например, Триптих для симфонического оркестра). Детям интересен его фортепианный «Детский альбом» с такими запоминающимися, яркими зарисовками, как «Парень с гармошкой», «Колдун», «Дождик» и др. Часто пишет Свиридов для кино и театра. Наибольшая известность выпала напористой, словно подгоняющей само время увертюре к кинофильму «Время, вперед!», популярной песенке-балладе «Маритана» из спектакля «Дон Сезар де Базан», строгим древнерусским хорам к трагедии А. Толстого «Царь Федор Иоаннович».

Произведения Свиридова звучат в нашей стране и за ее пределами, достойно представляя лучшие достижения советского музыкального искусства. Композитор дважды награжден орденом Ленина, удостоен Ленинской и Государственной премий СССР, ему присвоено звание народного артиста СССР.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru