«Худенький мальчик за роялем перерождался в очень дерзкого музыканта, с мужским ударом пальцев, с захватывающим движением ритма. Он играл свои сочинения, переполненные влияниями новой музыки, неожиданные и заставляющие переживать звук так, как будто это был театр, где все очевидно до смеха или до слез... Те, кто обладал способностью предчувствовать, уже могли в сплетении его причудливых поисков увидеть будущего Дмитрия Шостаковича». Так вспоминал о юности замечательного советского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича писатель К. А. Федин. Шостаковичу было тогда не больше тринадцати лет, он только что поступил в Петроградскую консерваторию. Композиции он учился у М. О. Штейнберга, музыкального воспитанника и друга Н. А. Римского-Корсакова, а по классу фортепиано — у Л. В. Николаева. Композитор А. К. Глазунов, директор консерватории, внимательно следил за развитием своеобразного дарования юного музыканта.
Жизнь в начале 20-х годов была трудной, только что отгремели последние залпы гражданской войны. Семья жила в нужде. Шостакович получал стипендию, но порой ему приходилось для заработка играть во время сеансов немых фильмов. Юноша много сочинял, его талант быстро развивался. Первое опубликованное сочинение Шостаковича написано им в 16 лет — в 1922 г. Это «Три фантастических танца» для фортепиано, полные мелодического изящества, гармонической красоты.
В 1925 г. Шостакович окончил консерваторию. Его дипломная работа — Первая симфония, исполненная в мае 1926 г., сразу привлекла к себе слушателей. Юношеская свежесть чувств, энергия, глубокий, слегка насмешливый склад ума — все эти свойства творческой натуры молодого композитора получили яркое выражение в симфонии.
Все последующие годы он много и неутомимо работает: создает симфонии, Концерт для фортепиано с оркестром (1933), оперы «Нос» по Н. В. Гоголю (1928) и «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова») по Н. С. Лескову (1932), балеты «Золотой век», «Болт», «Светлый ручей». Появляются новые замечательные камерные произведения Шостаковича, среди них — 24 фортепианные прелюдии.
Композитор пишет музыку к драматическим спектаклям (например, к «Гамлету»), к кинофильмам («Встречный», «Возвращение Максима» и др.).
Д. Д. Шостакович.
Молодой Шостакович с успехом выступает и как пианист — он исполняет не только свои произведения, но и классическую музыку. На Международном конкурсе пианистов в Варшаве (1927) он награжден почетным дипломом.
В 1937 г. Шостакович создает Пятую симфонию. Это итог длительных поисков своего выразительного языка, своей темы в музыке. Ею открывается период зрелости в развитии таланта композитора. Путь человека от одиночества и страдания к радости и жизнеутверждению — об этом повествует музыка симфонии. В ней много трагических переживаний, мучительных раздумий, сомнений, но, когда звучит финал, по словам писателя А. Н. Толстого, зал охватывает «чувство радости, чувство счастья. Оно пенится в оркестре, оно проносится по залу, как весенний ветер».
Основным героем произведений Шостаковича становится наш современник — строитель, мыслитель, гражданин, активно созидающий жизнь.
Новые успехи приносят композитору произведения последних предвоенных лет: Шестая симфония (1939), квинтет, музыка к фильмам «Выборгская сторона», «Великий гражданин», «Человек с ружьем».
Композитор задумывает монументальную симфонию памяти В. И. Ленина. Но начинается Великая Отечественная война. Шостакович не хочет уезжать из родного Ленинграда. Во время бомбежек он в одежде пожарника дежурит на крыше дома, а когда стихает грохот бомб и вой сирен, снова с лихорадочной быстротой пишет. Он создает Седьмую симфонию — «о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагом... о величии нашего народа... о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте». Шостакович посвящает ее героическому Ленинграду.
Седьмая («Ленинградская») симфония была впервые исполнена в дни напряженнейших боев с врагом — в марте 1942 г. «Симфония всепобеждающего мужества», «Симфония гнева и борьбы», «Рожденная бурей» — под такими заголовками выходили посвященные ей газетные статьи. Лучшие дирижеры мира добивались права первого исполнения Седьмой симфонии. Нет ни одного другого симфонического произведения, которое так полно отразило бы тему борьбы с фашизмом, сыграло бы столь значительную роль в сплочении международных антифашистских сил. «Страна, художники которой в состоянии в эти суровые дни создавать произведения бессмертной красоты и высокого духа, непобедима!» — писали в зарубежной печати.
Тема суровых военных испытаний звучит и в других сочинениях Шостаковича этих лет — в фортепианном трио и в Восьмой симфонии (1943). И снова тысячи людей в разных городах и странах потрясены могучей силой его музыки. «Величавый трагический эпос только что пережитой человечеством страшной поры» — так определил содержание Восьмой симфонии Б. Асафьев. Такую музыку мог создать только человек, испытывающий жгучую ненависть к войне и силам, породившим ее.
«Подлинная культура всегда служит миру, — говорит композитор. — Чем больше книг, созданных в разных странах, прочтет человек, чем больше симфоний прослушает, чем больше картин и фильмов увидит, тем яснее ему станет великая ценность нашей культуры, тем большим преступлением покажется ему покушение и на культуру... и на жизнь любого человека». Шостакович посвящает теме борьбы за мир Десятую симфонию (1953).
Творчество Шостаковича в послевоенные годы особенно многообразно. Им созданы Второй фортепианный, два скрипичных и два виолончельных концерта, оратория «Песнь о лесах», кантата «Над Родиной нашей солнце сияет», хоровые поэмы, 24 прелюдии и фуги для фортепиано, романсы, музыка к новым кинофильмам.
В 1957 г. прозвучала программная Одиннадцатая симфония Шостаковича («1905-й год»). В четырех ее частях — «Дворцовая площадь», «9 января», «Вечная память», «Набат» — воссозданы исторические картины. Развивая темы революционных песен, Шостакович с огромным мастерством и необычайно выразительной силой ведет рассказ о русской революции. Одиннадцатая симфония Шостаковича, высоко оцененная советскими слушателями, отмечена Ленинской премией.
...Идут годы. Появляются все новые и новые произведения Шостаковича. Свою Двенадцатую симфонию (1961) он посвящает В. И. Ленину и Великой Октябрьской социалистической революции. В следующей, Тринадцатой симфонии (1962) композитор обращается к гражданской лирике поэта Е. Евтушенко.
Вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» (1964, на стихи Е. Евтушенко), Четырнадцатая (1969) и Пятнадцатая (1971) симфонии, пятнадцать струнных квартетов, музыка к кинофильмам «Карл Маркс», «Гамлет», «Король Лир», вокальные циклы на стихи А. Блока, М. Цветаевой и т. д. — трудно перечислить все значительное, что вышло из-под пера замечательного музыканта. Всемирная слава его становится все шире, университеты и академии многих стран — Англии, Италии, Швеции, Франции, США, ГДР, Югославии и других — присуждают Шостаковичу почетные звания.
Талант и труд замечательного композитора были высоко оценены его Родиной — ему были присвоены звания народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственных премий. Шостакович был награжден орденами и медалями.
Композитор, пианист, общественный деятель, педагог, воспитавший немало
талантливых учеников, Дмитрий Дмитриевич Шостакович был одним из самых
выдающихся творцов музыки XX столетия.
2i.SU ©® 2015