На концерте в американском городе Бостоне в 1959 г. музыканты Бостонского симфонического оркестра стучали смычками по пюпитрам. Так они выражали свое восхищение. Публика заставила дирижера повторить вторую часть виолончельного концерта. За 80 лет существования Бостонского оркестра это был четвертый случай исполнения «на бис». Дирижировал оркестром автор — выдающийся советский композитор Кабалевский. Солистом был американский виолончелист Сэмюэль Мэйз.
Д. В. Кабалевский.
Дмитрий Борисович Кабалевский родился в Петербурге, в семье математика. Родители рано заметили музыкальные способности сына. Но выбор профессии состоялся позже — одно время Дмитрий Кабалевский учился сразу в музыкальном техникуме, студии живописи и в экономическом институте. Победила музыка!
Темы сочинений композитора Кабалевского — мир, любовь, торжество добра над злом — вечные, волнующие людей темы. Он написал четыре симфонии, два квартета и шесть инструментальных концертов. Кабалевский продолжает замечательные традиции Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, своего учителя Мясковского. В его сочинениях проявился редкостный мелодический дар композитора, они классически ясны и строги по форме, покоряют глубиной мысли и чувства, неожиданными контрастами, драматически острыми ритмами, разнообразием оркестровых красок.
Кабалевский — автор нескольких опер. «Кола Брюньон» (1938, новая редакция — 1967, по одноименной повести французского писателя Ромена Роллана) — рассказ о судьбе художника, о юности и зрелости, о жизни и любви, о свободолюбии народа. В «Семье Тараса» (1947, по повести Б. Горбатова «Непокоренные») композитор передал героизм советского народа, поднявшегося на борьбу с фашизмом. Замысел этой оперы возник у Кабалевского в начале Великой Отечественной войны, во время его поездки на фронт, в только что освобожденном от немцев селе. В опере «Никита Вершинин» (1955, по мотивам пьесы Вс. Иванова «Бронепоезд 14-69») Кабалевский воплотил идеи и образы Великой Октябрьской революции. В опере «Сестры» (1968, по повести И. Лаврова «Встреча с чудом») действует молодежь. Ее жизнь, ее мечты — тема оперы. Молодежи посвящена и оперетта Кабалевского «Весна поет» (1957).
Композитор сочинил несколько кантат. Самая известная из них — для детского хора: «Песня утра, весны и мира» (1958, на стихи Ц. Солодаря). В 1962 г. он завершил работу над ораторией «Реквием» (на стихи Р. Рождественского). В исполнении «Реквиема» участвуют симфонический оркестр, смешанный хор, детский хор, солисты. «Реквием» поражает богатством содержания, пронизанного высокой идеей. Гибель героев, отдавших жизнь за счастье народа, вызывает глубокую скорбь. Но эта скорбь перерастает в страстный призыв, обращенный к живущим, — не допустить трагедии новой войны. Исполнение «Реквиема» в СССР и за рубежом проходит с неизменным успехом.
С огромным уважением и любовью относится Кабалевский к народной музыке. Опираясь на мелодии русских народных песен, композитор написал 24 фортепианных прелюдии и посвятил их своему учителю Н. Я. Мясковскому. В хоровом цикле «Народные мстители» (он написан с поэтом Е. Долматовским в 1942 г.), в Концерте для скрипки с оркестром, в вариациях для фортепиано, в музыке к кинофильму «Щорс» Кабалевский обращается к украинскому фольклору.
Кабалевский сочинил музыку ко многим кинофильмам. Работать в кинематографе он начал на заре звукового кино. Музыка Кабалевского активно вторгается в действие фильма, она сама становится его полнокровным героем. Нельзя представить себе фильмы Г. Рошаля «Петербургская ночь», «Мусоргский», «Вольница» или его знаменитую кинотрилогию «Хождение по мукам» без музыки Кабалевского. Веселая и умная музыкальная кинокомедия А. Ивановского «Антон Иванович сердится» своей популярностью в немалой степени обязана музыке Кабалевского.
Много работал композитор и в драматическом театре. Он писал музыку к постановкам МХАТа «Школа злословия», «Домби и сын», ко многим спектаклям других театров.
Детская тема занимает важное место в творчестве Кабалевского. Его фортепианные пьесы играют маленькие музыканты во всех странах мира. Его песни для детей необычайно популярны и у нас и за рубежом. Ребята хорошо знают и поют песни Кабалевского на стихи А. Барто «Лешенька», «Вежливый вальс», «Песенка про Петю». Широко известны песни «Наш край» на стихи А. Пришельца, «Школьные годы» на стихи Е. Долматовского. Пионерскую республику «Артек» нельзя представить себе без песен Кабалевского. Это — «Есть местечко в Крыму» (стихи Н. Шестакова), «Лагерь дружбы» (стихи О. Высотской), «Артековский вальс», «Спокойной ночи» (стихи В. Викторова) и др. Композитор дружит с детской хоровой студией «Пионерия», ансамблем Центрального Дома детей железнодорожников, музыкальными клубами, школами Сибири, Дальнего Востока, Казахстана и т. д., он бывает в гостях у ребят, переписывается с ними, помогает им. Композитор написал несколько фортепианных сочинений и известную рапсодию «Школьные годы» (для фортепиано с оркестром) специально для конкурса юных пианистов Поволжья в городе Куйбышеве. Этот конкурс носит имя Кабалевского.
По программе, предложенной Кабалевским, преподают музыку во многих школах Советского Союза. Имя Кабалевского написано золотыми буквами на мраморной доске Московской консерватории, которую он блестяще закончил в 1929 г. А через десять лет Дмитрий Борисович стал профессором той же консерватории; у него учились многие известные сейчас композиторы — С. Баласанян, Ю. Милютин, М. Скорик, М. Зив, А. Пирумов и другие.
Кабалевский — депутат Верховного Совета СССР. За плодотворную музыкальную и общественную деятельность ему присвоено звание народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, он награжден орденами и медалями СССР, его произведения удостоены Ленинской премии, трех Государственных премий СССР и Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки.
Кабалевский — действительный член Академии педагогических наук СССР. Высок его авторитет и за рубежом — он почетный президент Международного общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ), член-корреспондент Академии искусств ГДР, вице-президент Английского рабочего хорового общества и т. д.
Дмитрий Борисович Кабалевский владеет удивительным даром слова. Огромная культура и энциклопедические знания позволяют ему вдохновенно говорить о музыке в ее многообразных связях с жизнью, с архитектурой, литературой, живописью... Чаще всеко Кабалевский выступает перед детьми и молодежью.
Его перу принадлежит около 400 статей о музыке, увлекательные новеллы о современниках — музыкантах, режиссерах, писателях, несколько книг.
Много можно рассказывать о нашем замечательном современнике. Но лучше
всего о нем рассказывает его музыка!
2i.SU ©® 2015