2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Путь советской музыки

Мы по праву гордимся нашей советской музыкой. Она удивительно богата и разнообразна. В ней представлены все жанры — от солдатской песни до монументальной оратории, от походного марша до многокрасочной симфонии. Советская музыка — это классические творения Прокофьева и Шостаковича, Мясковского и Хачатуряна, это высокая исполнительская культура Большого театра, неповторимое мастерство пианистов, скрипачей, певцов, известных во всем мире. На протяжении многих десятилетий все ярче расцветает музыкальное искусство наших национальных республик. Каждый народ Страны Советов вносит в общечеловеческий мир музыки свои поэтические мотивы, свои краски, ритмы, мелодии.

С первых дней революции в стране свободно зазвучали боевые песни пролетариата («Интернационал», «Варшавянка», «Мы кузнецы...»), слагались и новые песни (см. статьи «Песни, зовущие к борьбе», «Советская песня»), в начале 20-х годов были созданы первые государственные филармонии, хоровые капеллы, оперные студии. Перед трудовым народом впервые открылся широкий путь к музыкальному образованию, к участию в художественной самодеятельности, к постижению богатств классической музыки.

Велика была роль старой интеллигенции — композиторов и артистов, которые остались верными демократическим традициям искусства и стали активными строителями новой, советской культуры. Многие из них посвятили себя воспитанию талантливой молодежи.

Уже к середине 20-х годов заявили о себе молодые композиторы, воспитанные советскими консерваториями, в том числе Д. Шостакович, В. Шебалин, А. Давиденко, Д. Кабалевский, М. Коваль.

В 1925 г. группа студентов Московской консерватории организовала творческий кружок «Проколл» (Производственный коллектив), поставивший своей целью создание песен и хоров революционного содержания. Здесь собрались молодые композиторы, тесно связанные с советской действительностью, с массовой рабочей самодеятельностью. В. Белый, М. Коваль — первые композиторы-комсомольцы, А. Давиденко — участник гражданской войны на Украине. Они принесли в музыку живое ощущение современности, энергичные ритмы и интонации революционной эпохи. К 10-летию Октябрьской революции проколловцы написали коллективное сочинение — ораторию «Путь Октября», посвященную памятным событиям 1905 и 1917 гг. Лучшие страницы оратории принадлежали Давиденко — это хоровые картины «Улица волнуется» (о рабочей демонстрации 1917 г.) и «На десятой версте от столицы» (о событиях 9 января 1905 г.).

Советская музыка Трубачи Первой Конной армии. Картина художника М. Б. Грекова.

Появились первые советские оперы, воспевающие героику гражданской войны и народно-освободительных движений. Во многих театрах с успехом шел один из первых советских балетов — «Красный мак» (1927) Рейнгольда Морицевича Глиэра (1875 — 1956). Сюжет его навеян мотивами революционной борьбы трудящихся Китая. М. И. Калинин, высоко оценив балет Глиэра, сказал о нем: «Прекрасное, уже советское творение!»

Среди первых симфоний были сочинения Николая Яковлевича Мясковского (1881 — 1950), выдающегося музыканта, ученика Лядова и Римского-Корсакова. Бывший саперный офицер, участник первой мировой войны, Мясковский выразил в своих лучших симфониях, особенно в Пятой (1918) и Шестой (1923), настроения русской интеллигенции в трудные годы войны и революции. В 1924 г. была исполнена Шестая симфония Мясковского — драматическая поэма о тяжелых испытаниях и великих победах революционных лет. В симфонии смело сопоставляются скорбные траурные мелодии с победно звучащими мотивами революционных гимнов. В 1921 г. Мясковский стал профессором композиции в столичной консерватории. В его классе воспитывались многие видные советские композиторы.

Важнейшим событием в музыкальной жизни 20-х годов было рождение Первой симфонии молодого ленинградского композитора Дмитрия Шостаковича, которая покорила слушателей красочностью музыки, сопоставлением дерзкого юмора и глубокого драматизма (см. ст. «Д. Д. Шостакович»).

Под воздействием идей марксизма-ленинизма перестраивалась наука о музыке: появились замечательные музыковедческие труды композитора и ученого Бориса Владимировича Асафьева (1884 — 1949), по-новому освещавшие сущность классической музыки — русской и зарубежной.

В 30-е годы советская музыка вступила в классическую пору своего развития. В это время появляется ряд подлинных музыкальных шедевров — симфонии, оперы, балеты, оратории. Всенародное признание получает советская массовая песня (см. ст. «Советская песня»).

Сложный мир переживаний современного человека — его мечты и надежды, устремленность к светлому будущему — нашел свое выражение в лучших симфониях советских мастеров: Пятой симфонии Шостаковича, Шестнадцатой и Двадцать первой симфониях Мясковского, драматической симфонии «Ленин» В. Шебалина, симфониях Л. Книппера, Д. Кабалевского, В. Мурадели, А. Хачатуряна. С успехом выступают в симфоническом жанре украинские мастера Л. Ревуцкий, Б. Лятошинский, грузинские — Ш. Мшвелидзе, Г. Киладзе и многие другие.

По всему миру прозвучали прославленные творения С. Прокофьева — фортепианные и скрипичные концерты, кантата «Александр Невский», симфоническая сказка для детей «Петя и Волк». Его балет «Ромео и Джульетта» стал гордостью советского искусства. Опера Прокофьева «Семен Кот-ко», рассказывающая о событиях гражданской войны на Украине, ознаменовала успех советского оперного реализма (см. ст. «С. С. Прокофьев»).

Н. Я. Мясковский.

Р. М. Глиэр.

В. В. Асафьев.

Узеир Гаджибеков.

3. П. Палиашвили

А. А. Спендиаров

Слушатели с интересом встретили оперы — «Тихий Дон» И. Дзержинского (по роману М. Шолохова), «В бурю» Т. Хренникова (по книге Н. Вирты «Одиночество»), отображавшие события Октябрьской революции и гражданской войны. Их достоинствами были простота и напевность музыки, естественное претворение современной песенной стихии.

Сюжеты классической литературы получили оригинальное воплощение в операх Шостаковича и Кабалевского. Любовь зрителей завоевали балеты «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Лауренсия» А. Крейна, «Сердце гор» А. Баланчивадзе.

Много новых опер и балетов было поставлено в 30-е годы в столицах союзных и автономных республик. На декадах национального искусства в Москве были представлены оперное и балетное искусства, хоровые и оркестровые коллективы разных национальностей. Москвичи познакомились с грузинской оперой «Даиси» 3. Палиашвили, азербайджанской — «Кёр-оглы» У. Гаджибекова, армянской — «Алмаст» А. Спендиарова, казахскими — «Кыз-Жибек» и «Ер-Таргын» Е. Брусиловского, армянским балетом «Счастье» А. Хачатуряна. На сцене Большого театра пели украинские кобзари, казахские акыны, седые гусаны Армении.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны появились музыкальные сочинения, воспевавшие воинскую доблесть, готовность защищать честь и независимость Родины. Осенью 1939 г. прозвучали кантата Прокофьева «Александр Невский», симфония-кантата Шапорина «На поле Куликовом» и оратория Коваля «Емельян Пугачев». Воскрешая образы истории, напоминая о героизме и мужестве наших предков, эти произведения были обращены к советским людям, будущим воинам Советской Армии.

С первых же дней Великой Отечественной войны искусство было призвано помогать делу борьбы с фашизмом, вдохновлять бойцов на ратные подвиги. Советские композиторы создавали симфонии и оперы, оратории и поэмы, посвященные обороне родной земли. В песнях слышались ярость и гнев народа, его готовность к борьбе.

В дни блокады Ленинграда Шостакович написал Седьмую симфонию («Ленинградскую»). С большой художественной силой рисует она страшный облик вражеского нашествия, мужество и стойкость непокоренного города-героя.

Теме войны посвящены Пятая симфония Прокофьева, словно воскрешающая эпос русских былин, драматически-напряженная Вторая симфония («Симфония с колоколом») Хачатуряна, Восьмая Шостаковича, где неистово-мрачные образы войны сменяются светлыми мечтами о мирной жизни.

В числе вокально-симфонических произведений военного времени — кантата Мясковского «Киров с нами» (на стихи Н. Тихонова, посвященные обороне Ленинграда) и оратория Шапорина «Сказание о битве за Русскую землю» — о Великой Отечественной войне советского народа. Миллионы людей на фронте и в тылу высоко оценили новые советские песни — боевые и лирические.

В послевоенные годы многие произведения искусства еще напоминали о пережитой народом трагедии, о трудностях борьбы и радостях достигнутой победы. Героями новых опер стали партизаны, летчики, герои-краснодонцы. Были поставлены оперы «Семья Тараса» Кабалевского, «Молодая гвардия» Мейтуса, «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева. Однако главными темами советской музыки в конце 40-х годов и в 50-е годы становятся темы созидательного труда и борьбы за мир. Они звучат в ораториях «Песнь о лесах» Шостаковича, «На страже мира» Прокофьева, сюите «Река-богатырь» Макарова, патриотической «Кантате о Родине» Арутюняна. Музыкальные театры в эти годы обращаются к самым разнообразным темам и сюжетам, стремясь ответить на возросшие требования советской аудитории. Здесь и сюжеты из классической литературы (балеты «Медный всадник» Глиэра, опера по Шекспиру «Укрощение строптивой» Шебалина), и картины революционного прошлого (оперы «Декабристы» Шапорина, «Мать» Хренникова), и знакомые всем мотивы русских сказок и легенд (балеты «Сказ о каменном цветке» Прокофьева, «Конёк-Горбунок» Щедрина). Жизнерадостным юмором пронизаны Девятая симфония Шостаковича, опера Прокофьева «Дуэнья» («Обручение в монастыре»).

Сцена из оперы Ю. А. Шапорина «Декабристы». Большой театр. Москва.

Богатый духовный мир наших современников, способных глубоко и серьезно переживать радости и печали бытия, нашел свое отражение в Двадцать седьмой симфонии Мясковского, Седьмой Прокофьева и Десятой Шостаковича.

В 50-х и 60-х годах в музыкальном творчестве происходят существенные сдвиги. Композиторы смело обновляют выразительные средства музыки, совершенствуют ее форму, овладевают новыми образами и идеями, подсказанными жизнью.

По-прежнему активно трудятся виднейшие музыканты старшего поколения, среди которых первое место принадлежит Шостаковичу. Список его сочинений обогатился новыми симфониями, струнными квартетами, концертами для скрипки и виолончели с оркестром, вокальными циклами на стихи Микеланджело, Блока, Цветаевой. По-новому раскрылось и оптимистическое дарование Хренникова, выступившего с Третьей симфонией и Вторым концертом для фортепиано с оркестром (см. ст. «Т. Н. Хренников»). Многим слушателям полюбился смелый и яркий талант Свиридова — автора интересных вокальных произведений — песен, хоров, кантат на стихи русских и зарубежных поэтов (см. ст. «Г. В. Свиридов»).

В 50 — 60-е годы выдвигаются такие самобытные художники, как Р. Щедрин, А. Эшпай, А. Пахмутова, Б. Чайковский, А. Холминов, С. Слонимский, А. Петров.

Разносторонне одарен Родион Константинович Щедрин (р. 1932). Он одинаково хорошо владеет многими музыкальными жанрами: рядом с симфониями и ораториями звучат его песни для кинофильмов, программные пьесы для фортепиано. В Большом театре поставлено несколько произведений Щедрина: лирическая опера из колхозной жизни «Не только любовь», сказочный балет «Конёк-Горбунок», балет «Кармен-сюита» — на музыку Бизе, оригинально обработанную композитором, балет по роману Л. Толстого «Анна Каренина», а также недавно написанная опера — «Мертвые души» (по Гоголю). Щедрин интересно использует различные формы народного творчества — от деревенской частушки до поминальных плачей и старинных сказов: так родились его «Озорные частушки» для оркестра, сочинение для хора и солистов «Ленин в сердце народном» (на фольклорные тексты), «Поэтория» (на стихи советского поэта А. Вознесенского).

Плодотворен в своих исканиях ленинградец Сергей Михайлович Слонимский (р. 1932), автор талантливой оперы «Виринея», рассказывающей о революционных переменах в русской деревне 1918 г. На сцене Большого театра был поставлен его балет «Икар» — о мифическом герое Древней Греции, взлетевшем на крыльях к Солнцу. С успехом исполнялись многие камерные сочинения Слонимского, в частности его «Песни вольницы» на тексты из русского фольклора.

Среди композиторов Ленинграда одно из видных мест занимает Андрей Павлович Петров (р. 1930). Широко известны его песни для кинофильмов, балеты и оратории. Остроумна его музыка к балету «Сотворение мира» — по мотивам антирелигиозных карикатур французского художника Жана Эффеля. Самая крупная работа А. Петрова — опера «Петр Первый», воскрешающая картины русской истории.

Сцена из балета Р. Н. Щедрина «Конёк-Горбунок». Большой театр. Москва. В роли Царь-Девицы — М. Плисецкая.

Любители песни хорошо знают сочинения москвичей А. Пахмутовой, А. Эшпая. Оба композитора успешно работают и в других, более крупных музыкальных жанрах. Так, А. Эшпаем написана музыка к современному балету «Ангара» (по мотивам пьесы А. Арбузова «Иркутская история»).

Ряд замечательных талантов выдвинули братские национальные культуры. Всемирную известность завоевал азербайджанский мастер К. Караев (см. ст. «Кара Караев»). В Грузии успешно трудится композитор О. Тактакишвили (оперы «Миндия», «Три жизни», оратории «По следам Руставели», «Николоз Бараташвили», симфонии, концерты), а также Г. Канчели («Симфония памяти Микеланджело»). Нельзя не назвать имена украинцев М. Скорика, В. Губаренко, Л. Дычко, белоруссов Е. Глебова, В. Смольского, армян Э. Мирзояна, А. Бабаджаняна, эстонцев В. Тормиса, А. Пярта, дагестанцев М. Каж-лаева, Ш. Чалаева и многих других.

Ярким выражением всенародного признания лучших достижений музыкального творчества явилось присвоение композиторам Д. Д. Шостаковичу, Д. Б. Кабалевскому, А. И. Хачатуряну, Т. Н. Хренникову, Г. В. Свиридову, В. П. Соловьёву-Седому, А. Г. Новикову, Л. Н. Ревуцкому высокого звания Героя Социалистического Труда.

Характерной особенностью советской музыкальной культуры стало бурное развитие художественной самодеятельности. Из самодеятельных музыкальных коллективов в профессиональное искусство пришли многие вокалисты и исполнители на народных инструментах. Участвуя в художественной самодеятельности, многие миллионы любителей музыки активно приобщаются к искусству. Подлинным народным праздником явился проходивший в 1976 — 1977 гг. Всесоюзный фестиваль самодеятельного художественного творчества трудящихся, посвященный 60-летию Великого Октября.

В плодотворном сотрудничестве старых мастеров и молодежи ширится и обогащается многонациональная музыкальная культура Страны Советов.

Советская песня

Первые советские песни, наследницы революционных песенных традиций, зазвучали в нашей стране вскоре после Великого Октября.

С этого времени советская песня стала верным спутником и другом нашего народа. Каждый этап его жизни запечатлен в сотнях и тысячах произведений, образовавших замечательную песенную летопись нашей эпохи.

Нас и сегодня волнуют лучшие песни гражданской войны — «По долинам и по взгорьям» (автор — политработник Красной Армии П. Парфенов), «Как родная меня мать провожала» на народный напев (стихи Д. Бедного), «Марш Буденного» Дм. Покрасса (стихи А. Д'Актиля).

«Паш паровоз, вперед лети!» — с увлечением пела молодежь 20-х годов, выходя на свои субботники (песня создана в среде киевских комсомольцев). «Страна встает со славою на встречу дня», — отвечали им светлой, звонкой песней комсомольцы первых пятилеток («Песня о встречном» Д. Шостаковича, стихи Б. Корнилова). «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек» — гордо, величаво прозвучала в 30-х годах «Песня о Родине» И. Дунаевского (стихи В. Лебедева-Кумача). И тогда же песня предупреждала: «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути» («Песня о Каховке» И. Дунаевского, стихи М. Светлова), выражала любовь народа к своим защитникам («Катюша» М. Блантера, стихи М. Исаковского).

Начало Великой Отечественной войны навсегда связано в памяти народной с суровыми, набатными звучаниями песни «Священная война» Ал. Александрова (стихи В. Лебедева-Кумача): «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...» В эти годы наши композиторы и поэты рассказывали о том, как сражались советские солдаты, как «уходили в поход партизаны» («Ой туманы мои, расту маны» В. Захарова, стихи М. Исаковского), как весь народ отстаивал родную землю. Песня — то бодрая, то гневная, то грозная — давала силы бойцам, вела в битву, воодушевляла на подвиги. А в минуты затишья звучали на фронте, согревая сердца солдат, песни о родных краях, о разлуке и о верности: «Вечер на рейде» В. Соловьёва-Седого (стихи А. Чуркина), «В землянке» К. Листова (стихи А. Суркова), «В лесу прифронтовом» М. Блантера (стихи М. Исаковского).

В послевоенные годы советские люди подхватили и запели новые песни о Родине и партии, о любимом, вечно живом Ленине («Ленин всегда с тобой» С. Туликова, стихи Л. Ошанина), о том, как в сплоченных рядах борцов за мир «песню дружбы запевает молодежь» («Гимн демократической молодежи мира» А. Новикова, стихи Л. Ошанина), о победителях космических просторов и героях трудовых свершений (песни В. Мурадели, А. Пахмутовой, О. Фельцмана и др.).

Немало создано в эти годы и прекрасных лирических песен о родной земле, о дружбе и любви. Теплом светлого, поэтического чувства проникнуты «Подмосковные вечера» В. Соловьёва-Седого, «Одинокая гармонь» Б. Мокроусова, многие песни Э. Колмановского, А. Островского, А. Петрова, М. Таривердиева, М. Фрадкина, Т. Хренникова, А. Эшпая и других композиторов.

Вместе с русскими советскими композиторами во всесоюзную песенную «копилку» ценный вклад вносят музыканты других союзных республик. Их лучшие произведения становятся достоянием все го народа. Советские песни известны и любимы также за рубежами нашей страны. Они летят над всей планетой как вестники мира и дружбы между народами.

Наши песни помогают воспитывать нового человека, человека коммунистического общества.
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru