«Вперед, стремительно и вечно!» — его любимый девиз.
«Жизнь — деятельность, стремление, борьба!» — обычная запись в обычной записной книжке. Для Александра Николаевича Скрябина все это не просто характерно, без этого нет Скрябина — человека, музыканта, мыслителя.
Сначала было увлечение музыкой вообще, роялем как самым любимым из музыкальных инструментов; Шопеном как поэтом рояля и самым близким из всех композиторов. И первые сочинения Скрябина настолько напоминали музыку его кумира, что позволяли музыкантам — старшим современникам говорить в шутку о найденном сундуке с неизвестными рукописями Шопена. Но это было только вначале. С каждым новым произведением вырисовывалось то, чего не было ни у Шопена, ни у Листа, ни у Вагнера, ни у других близких Скрябину композиторов. Все больше ощущалось стремление в неизведанные дали, вера в безграничные возможности человека. Отсюда и вера в собственные силы, и способность делиться своей силой с другими людьми.
«Иду сказать людям, что они сильны и могучи, что горевать не о чем, что утрат нет. Силен и могуч тот, кто испытал отчаянье и победил его». Эта запись сделана в дневнике в 1900 г. 28-летним композитором, к тому времени автором нескольких десятков фортепианных прелюдий, мазурок, экспромтов, ноктюрнов, трех сонат, Концерта для фортепиано с оркестром, симфонической прелюдии «Мечты» и Первой симфонии в шести частях с «Гимном искусству» в финале. Он верил во всемогущество искусства, в то, что с его помощью можно переделать мир. В музыке он — романтик необычайно революционной силы духа. Не случайно Г. В. Плеханов, давая характеристику творчества Скрябина, говорил, что его музыка представляет собой отражение нашей революционной эпохи. Это особенно ощущается, когда слушаешь лучшие создания Скрябина (1904 — 1910) — Четвертую и Пятую фортепианные сонаты, Третью симфонию (названную им «Божественной поэмой»), симфонические поэмы — «Поэму экстаза» и «Прометей» (для симфонического оркестра, фортепиано и хора).
А. Н. Скрябин.
Миф о Прометее привлекал многих музыкантов, в том числе Бетховена и Листа. Скрябина в этой легенде увлекала сама суть героического образа: «Прометей — это активная энергия вселенной, творческий принцип; это огонь, свет, жизнь, борьба, мысль, прогресс, цивилизация, свобода».
Воспев в «Прометее» созидательную силу человеческой воли и разума, Скрябин пошел дальше. Он мечтал о «всеискусстве», в котором отразятся все творческие возможности человека. Скрябин обладал так называемым цветным слухом — каждая тональность ассоциировалась у него с определенным цветом естественного цветового спектра. Он мечтал о цветовой симфонии и уже в партитуре «Прометея» наметил световое, насыщенное цветовой палитрой, сопровождение музыки. Мечта Скрябина о синтетической симфонии музыки и цвета, казавшаяся утопичной его современникам, в результате колоссального роста технической мысли в нашем веке все ближе к реальности. Сейчас его идеи увлекли многих деятелей науки, работающих в этом направлении.
Замыслы Скрябина были грандиозны. Он мечтал о «Мистерии», в которой не было бы деления на слушателей и исполнителей. Участниками должны были быть все. Но эта идея была столь утопичной, что Скрябин приступил к работе над другим сочинением, тоже дерзким по мысли и гигантским по поставленным задачам. Его он назвал «Предварительным действом». Большие законченные фрагменты Скрябин проигрывал на рояле своим друзьям, не записывая созданного в партитуру. Но в самом расцвете творческих сил, на 44-м году жизни, он неожиданно умирает от заражения крови. Надежды, на него возлагаемые, были столь велики, смерть его была столь скоропостижной, что потрясла и тех, кто поддерживал его новаторские поиски, и тех, кто относился к ним скептически. Рахманинов дал большой концерт из произведений Скрябина. Поэты посвятили его памяти стихи.
В 1919 г. в плане монументальной пропаганды В. И. Ленин отметил Скрябина
как одного из великих художников, предвестников светлого будущего человечества.
А первый нарком просвещения А. В. Луначарский писал: «Скрябин нам сугубо
нужен... Он учит не бояться страданий, не бояться смерти, но верить в победную
жизнь духа».
2i.SU ©® 2015