2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908)

С детских лет мы знаем и любим музыку, вызывающую в нашем воображении сказочный город, где белка грызет золотые орешки и тридцать три богатыря выходят на берег из морской пучины. На всю жизнь запоминаются нам мелодии, рисующие хрупкую Снегурочку или чудесную сказочницу Шехеразаду. Чародей, создавший эту яркую, красочную музыку, — великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Он родился в городке Тихвине Новгородской губернии. Когда мальчику исполнилось 12 лет, по семейной традиции (дядя и старший брат были моряками) его отдали в петербургский Морской корпус.

Занятия музыкой, начатые в Тихвине, Римский-Корсаков продолжил в столице. В 1861 г. 17-летний юноша познакомился с М. А. Балакиревым, стал его любимым учеником и товарищем по «Могучей кучке», под его руководством начал писать симфонию.

В 1862 г., окончив Морской корпус, Римский-Корсаков отправился на три года в дальнее плавание. Впоследствии он воскресил образы изменчивой морской стихи в музыке «Шехеразады», «Садко», «Сказки о царе Салтане» и других произведений.

Римский-Корсаков создал 15 опер, многие из них навеяны народными сказками и преданиями. Подобно Глинке (см. ст. «М. И. Глинка»), Римский-Корсаков любил сопоставлять в музыке реальную действительность с миром фантастики, сохраняя чистоту и поэтичность сказочных образов, рожденных народным воображением. Обрисованы в музыке и реальные герои. Чаще всего это крестьянские юноши и девушки: Ганна и Левко («Майская ночь», 1878), Оксана и Вакула («Ночь перед рождеством», 1895), Купава («Снегурочка», 1881). Композитор показывает в этих операх разнообразные сцены деревенского быта, щедро вводит в них русские и украинские песни и пляски.

Особое место в творчестве Римского-Корсакова занимает опера-былина «Садко» (1896). Главный герой ее — новгородский гусляр Садко. Красочная музыка бытовых сцен сменяется фантастическими музыкальными картинами, где действуют сказочные персонажи: морской царь и его дочь — нежная Волхова.

Н. А. Римский-Корсаков. Портрет работы В. А. Серова. 1898 г.

«Псковитянка» (1872) и «Царская невеста» (1898) — это оперы-драмы, воссоздающие картины русской жизни XVI в., глубоко раскрывающие характеры и душевные переживания героев — царя Ивана Грозного и его дочери Ольги («Псковитянка»), опричника Грязного, кроткой Марфы и страстной Любаши («Царская невеста»). Героическая опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904) написана на сюжет народного предания о монголо-татарском нашествии на Русь. В ней есть замечательная симфоническая картина «Сеча при Керженце», рисующая битву русских воинов с захватчиками.

Опера-сказка «Кащей Бессмертный» (1901) написана в период революционного подъема в стране. Злой Кащей, люто ненавидящий все живое, олицетворяет силы гнета, самодержавия. Но царство его оказывается непрочным. Здесь выразились передовые, свободолюбивые убеждения Римского-Корсакова.

Последняя опера Римского-Корсакова — «Золотой петушок» (1907, по сказке Пушкина) — острая сатира на царизм. Композитор язвительно высмеивает трусливого, тупого Додона и его слуг. В одной из сцен оперы он, обрисовывая духовное убожество «могучего властителя» Додона, обращается к мелодии «Чижика».

Лучшие симфонические произведения Римского-Корсакова воссоздают сказочные сюжеты (сюиты «Шехеразада», 1888; «Антар», 1868; симфоническая картина «Садко», 1867, и др.), изображают сцены народной жизни («Испанское каприччио», 1887). Композитор использовал в этих произведениях подлинные мелодии разных народов. Искусно сочетая многообразные краски оркестра, Римский-Корсаков развертывает перед слушателями все новые и новые картины.

Римский-Корсаков любил старинные народные песни, собирал, обрабатывал их, творчески развивал их особенности в своей музыке. «Я прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества», — писал композитор.

Римский-Корсаков создал около 80 романсов. Лучшие из них написаны на стихи А. С. Пушкина («Редеет облаков летучая гряда», «На холмах Грузии»), А. К. Толстого («Не ветер, вея с высоты») и других русских поэтов. В этих романсах выражены разнообразные чувства и переживания, созданы тонкие музыкальные образы природы.

Римский-Корсаков не только выдающийся композитор, но и замечательный педагог, он воспитал более 200 музыкальных деятелей. У него учились А. К. Глазунов, А. К. Лядов, Н. В. Лысенко, А. А. Спендиаров, С. С. Прокофьев и другие.

В 1905 г. за поддержку студентов, возмущенных событиями «кровавого воскресенья», профессор Римский-Корсаков был уволен из консерватории. Впоследствии он с почетом вернулся в нее.

Наш народ хранит благодарную память о великом композиторе, воспевшем красоту жизни, природы, народных песен и сказаний.
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru