Имя Михаила Ивановича Глинки, первого классика русской музыки, по справедливости стоит рядом с именем Пушкина. Они были современниками, они поставили русскую литературу и русскую музыку в один ряд с лучшими сокровищами мирового искусства и на долгие годы указали русскому искусству путь вперед.
Детство и юность Глинки не слишком отличались от детства и юности тех, кто рос в помещичьей семье. Его родина — село Новоспасское на Смоленщине, близ города Ельни, Воспитание и образование будущий композитор получил сначала домашнее, а потом в петербургском Благородном пансионе — закрытом учебном заведении для дворянских детей. Там он обучался и музыке. Это считалось обязательным для хорошо воспитанного молодого человека, будущего «чиновника по дипломатической части», каким хотели видеть Глинку его родные. Но для самого Глинки музыка уже в юности стала основным делом жизни. Он жадно впитывал самые разнообразные музыкальные впечатления: песни крестьян в Новоспасском, игру музыкантов-любителей и заезжих виртуозов, песни и пляски народов Кавказа, где ему довелось путешествовать в юности, арии из итальянских опер... Все это он стремился запомнить, понять, претворить в собственные произведения.
М. И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила». Портрет работы И. Е. Репина. 1887.
Отличная игра на фортепиано, первые опыты сочинения — романсы на слова русских поэтов — принесли Глинке известность в кругах петербургских любителей музыки. Но сам он хорошо понимал, что это только начало пути, что ему нужно получить гораздо больше музыкальных впечатлений и знаний. Оставив навсегда службу чиновника, Глинка отправился в далекое путешествие, в Италию, страну, давшую миру многих талантливых композиторов и особенно прославленную своим оперным искусством. Много прекрасной музыки слышал там Глинка, много сочинял сам. Талант молодого композитора был замечен, произведения его издавались и исполнялись в Италии.
Слушая, исполняя, сочиняя музыку, Глинка накопил много опыта и знаний, но нужно было привести их в порядок и систему. Для этого он отправился в Берлин к известному музыкальному ученому и педагогу Зигфриду Дену. Одной зимы занятий под его руководством оказалось достаточно. Глинка вернулся на родину со смелыми творческими планами.
Его заветной мечтой было создать настоящую русскую оперу. Глинка мечтал об опере на героический сюжет, который был бы воплощен в богатых и разнообразных формах классической оперы.
По совету поэта Жуковского Глинка взял в основу сюжета эпизод из истории русского народа: подвиг крестьянина Ивана Сусанина, который во время войны с польской шляхтой в 1613 г. завел вражеский отряд в глухой лес и там погиб, но погубил и врагов.
В театре того времени еще никто не отваживался вывести простого крестьянина в качестве трагического героя, как это сделал Глинка в первом своем большом произведении — опере «Иван Сусанин». Величие образа героя передано не только в сценических ситуациях, но прежде всего в музыке — глубоко национальной, полной высокого пафоса. В каждой музыкальной фразе партии Сусанина, его дочери Антониды, приемного сына Сусанина Вани слышатся русские песенные интонации, тонко обработанные, преображенные Глинкой. Во всем чувствуется талант великого мастера. А в характеристике польской шляхты Глинка использовал ритмы польских национальных танцев: полонеза, мазурки, краковяка. Бравурно-воинственные в сцене праздника (второе действие), эти мелодии звучат тревожно и сумрачно в другой сцене — в лесу, предвещая гибель захватчиков.
Оперу Глинки, поставленную в 1836 г. под названием «Жизнь за царя», по-разному встретили в обществе. Аристократическая публика, ожидавшая увидеть очередной блестящий, парадный спектакль, не могла оценить глубокой народности оперы. «Музыка для кучеров» — такую характеристику получило у нее гениальное творение Глинки. Но оперу восторженно приняли все, кому было дорого русское искусство. Пушкин и Гоголь были в числе первых слушателей, высоко оценивших ее. Успех вдохновил Глинку — у него возникает новый замысел: написать оперу на сюжет пушкинской сказочной поэмы «Руслан и Людмила».
Очень много сил и времени отнимала у Глинки работа руководителя Придворной певческой капеллы, да и семейная обстановка не благоприятствовала творчеству. Вот почему опера была закончена только в 1842 г. И все же в годы между двумя операми Глинка создал прекрасные романсы и музыку к драме писателя Кукольника «Князь Холмский».
Когда наконец на свет появилась вторая опера Глинки — «Руслан и Людмила», она изумила всех своей новизной, яркостью и свежестью музыкальных красок. Сюжет пушкинской поэмы, в которой витязь Руслан отправляется на поиски своей невесты, похищенной злым волшебником, дал Глинке возможность не только показать картины жизни Киевской Руси (свадебный пир в княжеских палатах, легендарного певца Вояна), но и противопоставить им картины далеких сказочных стран. Вот когда пригодились Глинки напевы песен и танцев, с которыми он познакомился в юности или слышал позднее от своих друзей. В огненной лезгинке ожили ритмы плясок кавказских народов.
Обратившись к музыке народов Востока, Глинка открыл новый источник музыкальной красоты. По этому пути пошли и другие композиторы: Римский-Корсаков — в симфонической сюите «Шехеразада», Бородин — в картине половецкого стана (опера «Князь Игорь»; см. статьи «Н. А. Римский-Корсаков», «А. П. Бородин»).
Годы после завершения оперы «Руслан и Людмила» были для Глинки годами новых путешествий. Снова он посетил Берлин, побывал в Париже, знакомясь со всем новым и интересным в музыке и искусстве, а затем отправился в Испанию. Мелодии народных песен, записанные Глинкой в Испании, легли в основу двух увертюр для симфонического оркестра — «Арагонской хоты» (1845) и «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1851). Композитор поставил здесь задачу написать музыку, равно доступную и интересную и для знатоков, и для простых любителей. Средством для решения этой нелегкой задачи и было обращение к народным мелодиям.
К той же цели, но уже на основе родных русских песен стремился Глинка в своей знаменитой «Камаринской» (1848) — фантазии для оркестра на тему двух русских песен — свадебной и плясовой. Простые, безыскусные народные мелодии загорелись, засверкали новыми красками в его обработке.
Все творчество Глинки может служить подтверждением его известных слов:
«Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем». Но для того
чтобы так аранжировать (обрабатывать), как это делал Глинка, нужно обладать
гениальной способностью проникать в самую сущность народного творчества,
понимать законы этого творчества, говорить самому языком народа. В поэзии
это осуществил Пушкин, в музыке — Глинка.
2i.SU ©® 2015