2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Русская музыка от истоков до конца XIX в.

Развитие музыкальной культуры на Руси, как и в любой стране, началось с создания народных песен. Они зародились еще в глубокой древности и помогали людям в труде, (звучали в народных обрядах и на праздниках. В этих песнях воспевалась родная земля, выражались думы и чувства тружеников, их мечты о лучшей жизни, о свободе. Музыкальное творчество народа стало той основой, на которой развивалась русская классическая музыка.

Народные песни обычно сочиняли и исполняли крестьяне. Но еще в Древней Руси появились музыканты-профессионалы. Одни из них — певцы-сказители, сопровождавшие свое пение игрой на гуслях, — служили при княжеских дворах. Они слагали и исполняли во время воинских походов, на праздничных или поминальных пирах песни о доблестных витязях и их славных дружинах. Таким певцом был, например, Бонн, о котором упоминается в «Слове о полку Игореве». Другие профессиональные музыканты и актеры — скоморохи — выступали на площадях городов, на ярмарках, в балаганах, их приглашали на свадьбы и другие празднества.

Искусство всех народных музыкантов было устным. Напевы и наигрыши не записывались, а передавались и воспроизводились по памяти, с теми или иными изменениями.

В X — XI вв. на Русь вместе с христианством из Византии пришло искусство хорового церковного пения. Талантливые отечественные «роспевщики» сблизили его с русской народной песней, придали ему самобытный характер. На Руси появилась письменная профессиональная музыка.

Древнерусские песнопения — драгоценные сокровища национальной культуры. Эти песнопения долгое время были одноголосными. Они записывались особыми значками — знаменами (или крюками) и не указывали высоту каждого звука, а лишь напоминали певцам о мелодическом рисунке знакомого им напева.

Знаменное пение постепенно развивалось и обогащалось. Высокого подъема оно достигло в XVI в., когда в Москве был основан большой «хор государевых певчих дьяков». В XVII в. оно стало многоголосным. Крюковое письмо было усовершенствовано, приспособлено к точному обозначению музыкальных звуков.

Во второй половине XVII в. с Украины пришел новый, аккордовый стиль многоголосного пения, близкий западноевропейской музыке (а с ним и общепринятое в наше время линейное нотное письмо). Русские мастера создали собственный, оригинальный жанр — хоровой концерт без инструментального сопровождения. Лучшие образцы таких концертов сочинили уже в XVIII в. русские композиторы Максим Созонтович Березовский (1745 — 1777) и Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 — 1825).

Из «Букваря» К. Истомина. 1694.

С конца XVII в. в России начинает развиваться светская музыка. Сильнейший толчок дали реформы Петра I. В петровскую эпоху в честь побед русского оружия играли духовые оркестры, исполнялись торжественные хоровые песни — «приветственные», или «виватные», канты. На ассамблеях звучали танцы, пришедшие из-за границы: менуэт, гавот, сарабанда, аллеманда и др.

Вошло в обычай домашнее любительское музицирование — исполнение одноголосных песен в сопровождении клавесина, арфы или гитары — любовных кантов. Несколько позднее, в середине второй половины XVIII в., из них вырос бытовой романс. Любили петь в городских домах и обработанные народные песни.

В усадьбах помещиков возникли симфонические оркестры и хоровые капеллы из крепостных. Некоторые крепостные оркестры даже превосходили профессиональные. Глинка вспоминает, как много дало ему общение с крепостным оркестром его дяди в Смоленской губернии.

С середины XVIII в. наиболее одаренных русских музыкантов стали посылать учиться за границу, в Италию. Там побывали Березовский (его опера «Демофонт», написанная и поставленная в Италии, имела огромный успех) и Бортнянский, а также выдающийся русский композитор Евстигней Ипатович Фомин (1761 — 1800), получивший в итальянском городе Болонье звание академика. Звание академика получил и Березовский.

Во второй половине XVIII в. в Москве и Петербурге открылись музыкальные театры, где были поставлены первые оперы русских композиторов. То были произведения, близкие по типу музыкальной комедии: пение чередовалось в них с разговорными диалогами. Сюжеты брались из повседневного быта, а музыка основывалась на народных крестьянских песнях и танцах или бытовых городских напевах. Но в лирических и драматических сценах, где надо было передать возвышенные чувства, композиторы обращались к музыкальному языку, близкому операм и симфониям Моцарта, Глюка и других европейских классиков этой эпохи.

Наиболее значительные и интересные русские комические оперы XVIII в. — «Мельник — колдун, обманщик и сват» (музыка подобрана из народных песен скрипачом М. М. Соколовским и впоследствии переработана и дополнена Е. И. Фоминым), «Санкт-Петербургский гостиный двор» (музыка одного из выдающихся русских композиторов XVIII в. — Василия Алексеевича Пашкевича, 1742 — 1797), «Несчастье от кареты» (музыка В. А. Пашкевича), «Ямщики на подставе» (музыка Е. И. Фомина). Все эти произведения выражают демократические идеи того времени, полны внимания и сочувствия к жизни простых людей, а некоторые содержат сатирическое обличение самодурства и невежества помещиков («Несчастье от кареты»), грубости и взяточничества чиновников («Санкт-Петербургский гостинный двор»).

Помимо опер, романсов и хоровых концертов в 70 — 90-х годах XVIII в. в России создаются инструментальные произведения для симфонического оркестра, различных ансамблей и солистов: сюиты, концерты, сонаты, вариации на темы народных песен, а также музыка к драматическим спектаклям. Среди авторов мы встречаем Бортнянского, Фомина, талантливого скрипача и композитора Ивана Евстафьевича Хандошкина (1747 — 1804). Они стали первыми выдающимися представителями русской национальной композиторской школы. Формирование такой школы и было главным итогом развития русской музыки в XVIII в.

В начале XIX в. музыкальная жизнь России оживилась. Еще шире распространилось домашнее музицирование. В кружках любителей можно было теперь услышать не только песни, романсы, бытовые танцы, но и квартеты, а иной раз и симфонические произведения.

Глубокое воздействие на творчество композиторов той поры оказала Отечественная война 1812 г. и рост освободительного движения, который привел к восстанию декабристов. В операх и кантатах зазвучали идеи патриотизма.

В конце ХУП в. большое распространение получило домашнее музицирование. Исполнялись песни в сопровождении клавесина, арфы или гитары.

Большое место в русской музыке начала XIX в. заняли также легендарные, сказочные, фантастические образы, близкие тем, какие знакомы нам по балладам и поэмам В. А. Жуковского. В этом сказалось влияние романтизма — направления, распространявшегося в это время во всем европейском искусстве.

Самым значительным представителем романтизма в русской музыке был Алексей Николаевич Верстовский (1799 — 1862). Его лучшая опера — «Аскольдова могила» (1835). Благодаря увлекательному сюжету, сочетающему реальные события из истории Древней Руси с фантастическими эпизодами, и достоинствам музыки (мелодическая яркость, драматизм) опера Верстовского стала очень популярной. Хор девушек «Ах, подруженьки...» и песня «Близко города Славянска» часто исполняются и в наши дни.

Другой характерной чертой романтизма был интерес к внутренней жизни человека, к острым душевным конфликтам, к настроениям разочарованности и тоски по лучшей, вольной жизни (они особенно усилились в 30-х годах, после разгрома движения декабристов). С этим связан расцвет бытового романса. Были созданы такие замечательные романсы, как «Соловей» (на стихи А. Дельвига) и «Нищая (на стихи Беранже) Александра Александровича Алябьева (1787 — 1851); «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» (на стихи Н. Цыганова), «На заре ты ее не буди» (на стихи А. Фета) и «Белеет парус одинокий» (на стихи М. Лермонтова) Александра Егоровича Варламова (1801 — 1848); «На заре туманной юности» (на стихи А. Кольцова) и «Однозвучно гремит колокольчик» (на стихи И. Макарова) Александра Львовича Гурилёва (1803 — 1858). Большой популярностью пользовались и романсы Верстовского на стихи А. Пушкина «Черная шаль» и «Цыганская песня Земфиры» (из поэмы «Цыганы»).

Благодаря своей задушевности, искренности и мелодической красоте лучшие произведения этих композиторов распевались по всей России. Некоторые романсы той поры звучат и в наши дни, они стали фактически народными песнями (например, «Вдоль по улице метелица метет» Варламова).

Постановка народно-героической оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» в 1836 г. ознаменовала собой рождение русской классической музыки. В этом произведении, как и во всем зрелом творчестве Глинки, впервые объединились и нашли обобщение достижения русских композиторов всех предшествующих эпох: правдивое отражение жизни, высокий строй чувств, умение говорить в музыке по-народному, почти не прибегая к цитатам из народных песен. При этом впервые у Глинки русская музыка поднялась на высший для своего времени уровень профессионального мастерства, не только не утратив национального своеобразия, но и выявив его так полно и ярко, как это не сумел сделать ни один из предшественников великого композитора.

Творчество Глинки и его младшего современника, друга и последователя Александра Сергеевича Даргомыжского в 30 — 50-х годах XIX в. составило первый этап истории русской классической музыки (см. статьи «М. И. Глинка» и «А. С. Даргомыжский»).

А. Н. Верстовский.

Петербургский Большой театр. Здесь в 1836 г. состоялась первая постановка оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». О. Петров — первый исполнитель Ивана Сусанина.

М. А. Балакирев — основатель «Могучей кучки».

Сцена из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки. Большой театр. Москва. Современная постановка.

Московская консерватория. Основана в 1866 г. Н. Г. Рубинштейном.

А. Г. Рубинштейн. Портрет работы И. Е. Репина. 1881.

Сцена из первого действия балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Мариинский театр. Петербург. 1892. Первая постановка.

Новый этап начался с середины 50-х годов и продолжался примерно до 80-х. Это было время огромного общественного и культурного подъема в России. Во всех областях искусства, включая музыку, зазвучали свежие голоса, смело выступили молодые художники, испытавшие благотворное воздействие освободительного движения, развернувшегося в стране, влияние идей Чернышевского, Добролюбова, Герцена — идей служения народу, борьбы за его права.

Музыкальная жизнь страны заметно демократизировалась. Благодаря усилиям ряда музыкантов-просветителей стали регулярно проводиться открытые, публичные концерты — симфонические и камерные. В оперные театры пришла новая, разночинная публика: мелкие чиновники, интеллигенция, студенты.

Рост общественного интереса к вопросам музыки привел к расцвету музыкальной критики. На страницах газет и журналов чаще стали появляться статьи и рецензии В. Ф. Одоевского, друга Глинки, который еще в 30-х годах пропагандировал и защищал от нападок его творчество. Заблистали и новые имена — Александра Николаевича Серова (1820 — 1871), который был не только выдающимся критиком, но и талантливым композитором, автором нескольких опер (в том числе «Вражья сила»), а также В. В. Стасова, Ц. А. Кюи, Г. А. Лароша.

Для развития и пропаганды музыкальной культуры в эти годы немало сделало Русское музыкальное общество, основанное в 1859 г. Антоном Григорьевичем Рубинштейном (1829 — 1894).

Великий русский пианист и выдающийся композитор (широко известны его опера «Демон» (1871) по М. Лермонтову и многие романсы, в том числе «Персидские песни», «Ночь», «Воевода») А. Г. Рубинштейн был также крупным музыкально-общественным деятелем. Он раньше других понял, что для широкого распространения музыкальной культуры в России понадобятся собственные многочисленные и хорошо подготовленные композиторы, исполнители, педагоги. В 1862 г. он добился открытия первого в стране высшего музыкального учебного заведения — Петербургской консерватории и встал во главе ее. В первом же выпуске консерватории были гениальный П. И. Чайковский, крупный музыкальный критик Г. А. Ларош и другие музыканты. С 1871 г. в течение 37 лет профессором этого учебного заведения был Н. А. Римский-Корсаков. Многие замечательные деятели отечественной музыки были его учениками. Теперь Ленинградская консерватория носит его имя (см. ст. «Н. А. Римский-Корсаков»).

В 1866 г. открылась консерватория и в Москве. Ее основателем был выдающийся музыкант-просветитель, замечательный пианист Николай Григорьевич Рубинштейн (1835 — 1881), брат Антона Григорьевича. Одним из первых профессоров Московской консерватории стал П. И. Чайковский, чье имя впоследствии было ей присвоено (см. ст. «П. И. Чайковский»).

Чайковский стал основоположником московской школы русских композиторов, к которой относятся его ученик С. И. Танеев и ученики Танеева — С. В. Рахманинов и А. Н. Скрябин. Для этой школы характерно преимущественное внимание к лирическим и драматическим темам, к воплощению внутреннего мира человека.

В 1855 г. в Петербург из Нижнего Новгорода приехал молодой композитор и пианист Милий Алексеевич Балакирев (1837 — 1910). Несмотря на свои 18 лет, он, по словам В. В. Стасова, был в музыке уже «целым молодым профессором». К Балакиреву, словно к магниту, тянулись молодые музыканты-любители. В 1856 г. с ним познакомился военный инженер Цезарь Антонович Кюи (1835 — 1918), через год — офицер Преображенского полка М. П. Мусоргский (см. ст. «М. П. Мусоргский»). Тогда же началось сближение Балакирева с большим знатоком искусства Владимиром Васильевичем Стасовым (1824 — 1906). В 1861 г. к ним присоединился учившийся в Морском корпусе Н. А. Римский-Корсаков, а в 1862 г. — профессор химии А. П. Бородин (см. статьи об этих композиторах). Так сложился кружок, где руководителем стал Балакирев. В конце 60-х годов члены кружка познакомились с Чайковским и установили с ним тесные творческие связи.

Балакиревцы посвятили свое творчество разработке главным образом исторических и народноэпических сюжетов. Молодые композиторы восхищались красотой русской народной музыки (многие русские песни собрал и обработал Балакирев). Живо интересовались они и песнями других народов России, особенно мелодиями Кавказа и Средней Азии. Их музыкальные произведения были смелыми, новаторскими и по форме, и по духу.

Балакиревцев связывала тесная дружба. Вмеси обсуждали они свои новые сочинения, вместе разбирали лучшие произведения русской и европейской музыки. Особенно они ценили Глинку, Даргомыжского, Бетховена Шумана, Берлиоза, Листа.

В 50 — 60-х годах Балакирев создал музыку к трагедии Шекспира «Король Лир», увертюры на темы народных песен, романсы, восточную фантазию для фортепиано «Исламей».

Некоторые замыслы подсказал балакиревцам Стасов: предложил Бородину написать оперу по «Слову о полку Игореве», подал Мусоргскому мысль о «Хованщине». Стасов и Кюи выступали со статьями, где отстаивали взгляды балакиревцев. «...сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов» — так однажды написал о них Стасов. И с той поры за этим творческим содружеством навсегда закрепилось название «Могучая кучка».

В 1862 г. усилиями Балакирева и его друзей была открыта Бесплатная музыкальная школа. Балакиревцы стремились привлечь в нее как можно больше талантливых людей из народа. В концертах, которые давали при школе, как и в программах Русского музыкального общества, исполнялись выдающиеся сочинения русских и западных композиторов.

Благородной деятельности «Могучей кучки» и работе Бесплатной музыкальной школы старались помешать представители реакционных дворянско-аристократических кругов. Балакирев был не в силах противостоять им и на несколько лет совсем отошел от музыкальной и общественной деятельности. За это время его бывшие ученики и товарищи стали уже совершено самостоятельными, зрелыми художниками. Каждый пошел своим путем, и кружок прекратил свое существование.

Деятельность композиторов «Могучей кучки» — одна из самых славных страниц истории музыкального искусства. Их творчество и передовые идеи оказали сильное влияние на развитие не только отечественной, но и зарубежной (в частности, французской) музыки.
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru