Морис Равель родился на юге Франции, близ границы с Испанией, его мать была из народности басков, и ряд его сочинений наполнен испанскими и баскскими напевами.
Музыке Равеля свойственны яркая образность, ясность мелодических очертаний, четкость ритма, стройность форм. Его фортепианные произведения полны смелых открытий, насыщены живописной красочностью. Нередко в них отражена жизнь природы: «Игра воды», «Ночные бабочки», «Грустные птицы», «Лодка в океане», некоторые навеяны образами романтической поэзии — «Ундина».
Равель — блистательный мастер оркестровой звукописи. Легкость и чистоту тембров он сочетает с интенсивностью красок и полнотой звучания.
«Испанская рапсодия» для оркестра (1907) полна изящества и блеска. В первой части («К ночи») воссоздана поэтическая картина южной природы, отдыхающей после знойного дня. В следующих частях — танцы: воздушно-легкая «Малагенья» и исполненная томной неги «Хабанера». Финал («Ферия») — сцены народного праздника. Мелькает пестрая череда карнавальных масок, все более бурными, темпераментными становятся пляски.
Творчество Равеля связано со стихией танца. Им создано несколько балетов, каждый из которых обладает особым музыкальным колоритом и непрерывностью развития. Музыка этих балетов звучит также в симфонических концертах.
Созвездие балетов открывает «Матушка-гусыня» (1908), в котором чудесно воплощен мир сказок. Среди героев — Мальчик с пальчик, Красавица и Чудовище — заколдованный принц. Красавица обрисована мечтательной мелодией кларнета в ритме вальса, а Чудовище — причудливо-фантастической темой контрафагота.
Морис Равель.
Балет «Дафнис и Хлоя» (1911), на античный сюжет, завоевал сцены крупнейших театров мира. Музыка пышна, красочна и вместе с тем изысканна. Здесь вы найдете лирические сцены, картины мирной пастушеской жизни, воинственно-дикие пляски пиратов, а также великолепные пейзажи. Особенно знаменит «Рассвет» (начало третьей картины), в котором с необычайной тонкостью воссоздано рождение утра: шелест тростника, щебетание птиц, журчание ручья. Трепетно-нежная звучность оркестра постепенно разгорается, достигая мощной полноты, ослепительного блеска. Трогательна пантомима Дафниса и Хлои, сопровождаемая грациозной мелодией флейты соло. Заключительная «Вакханалия» — общий танец, пронизанный ликованием.
В романтический мир переносит нас хореографическая поэма «Вальс» (1920): ярко освещенный зал, маскарадные одежды, стремительный вихрь танцующих пар.
В опере «Дитя и волшебство» (1925) Равель вновь обращается к поэзии детства. В ней разговаривают звери, птицы, деревья, оживают вещи — совсем как в сказках Андерсена или в «Синей птице» Метерлинка. Опоэтизированные, лирические персонажи (пастушки и пастушки с гобелена, прекрасная Принцесса из книжки) соседствуют с острохарактерными (Старые Часы, Арифметический Задачник) или с феерическими (Огонь).
Одной из вершин симфонической музыки XX в. стало прославленное «Болеро» (1928), задуманное автором как народная хореографическая сцена, развертывающаяся на площади испанского городка. «Болеро» отличается своеобразием построения и необычностью оркестрового замысла. Две контрастные мелодии испано-мавританского характера чередуются на фоне неизменного, подчеркнуто четкого танцевального ритма. Солирующие инструменты все время меняются, звучность оркестра неудержимо нарастает и после ослепительной вспышки обрывается — энергично и кратко.
Камерно-инструментальные сочинения Равеля (квартет, трио и др.) вошли в репертуар лучших исполнителей. Широко популярны блестящая рапсодия для скрипки с оркестром «Цыганка» (1924).
С юности восхищавшийся русской музыкой, Равель создал всемирно известную оркестровку фортепианного цикла Мусоргского «Картинки с выставки» (1922).
В годы первой мировой войны Равель оставил творчество — был санитаром и шофером грузовой машины на фронте. В послевоенные сочинения Равеля проникают динамичные образы и острые ритмы большого города, своеобразно претворяются в них порой элементы джаза (Соната для скрипки и фортепиано, 1927; два фортепианных концерта, 1931). Но Равель никогда не изменял себе, оставаясь творцом гуманистического, содержательного и прекрасного искусства. «Великая музыка, я убежден в этом, всегда идет от сердца», — говорил он.
В 1920-х годах Равель совершает концертные поездки по городам Европы, Англии, США, Канады, иногда с известной французской пианисткой Марге-ритой Лонг, исполняющей Концерт для фортепиано с оркестром соль-мажор.
Последнее произведение Равеля — цикл песен для голоса с оркестром «Дон Кихот к Дульцинее» (1932). Он завершается буйно-искристой «Застольной», прославляющей радость жизни.
Искусство Равеля, разнообразное, яркое и глубоко человечное, — драгоценный
вклад в мировую музыкальную культуру, оказавший на ее развитие неоспоримое
плодотворное воздействие.
2i.SU ©® 2015