2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Джакомо Пуччини (1858-1924)

На севере Италии есть небольшое местечко Торре дель Лаго, где провел большую часть жизни Джакомо Пуччини.

Пятый ребенок в семье известного в Лукке педагога-музыканта, он рано лишился отца и с десяти лет начал работать органистом в местных церквах. Его первые самостоятельные произведения относятся к области церковной музыки, но в них часто звучат мелодии, похожие на оперные. В Лукке не было оперного театра, и семнадцатилетний музыкант отправляется пешком в Пизу, чтобы услышать «Аиду» Верди; в этот день он принял твердое решение стать оперным композитором.

Начались трудные, полные нужды и лишений годы учения в Миланской консерватории. Дипломная работа Пуччини — «Симфоническое каприччио» (1883) — была признана лучшим сочинением выпускников консерватории. Но композитора привлекала музыка для театра. Опера — вот его призвание, он был глубоко убежден в этом.

Опера «Манон Леско» (1892), в которой «трепещет вечночеловеческая драма любви и смерти», принесла автору признание не только в Италии, но и в других европейских странах.

Композитор выступил со своими произведениями в эпоху, когда в итальянской опере происходил процесс формирования нового направления — веризма (см. ст. «Классическая музыка конца XIX — начала XX в.»). Пуччини стремился к правдивому воплощению мира простых людей и выбирал для своих опер жизненно достоверные сюжеты. Но его драматургия и средства музыкальной выразительности значительно богаче и разнообразнее, характеры героев более многогранны, чем в операх других композиторов-веристов.

Романтической одухотворенностью овеяны образы Мими и Рудольфа — главных персонажей «Богемы» (1895). С искренней теплотой, мягким юмором и проникновенным лиризмом рассказал композитор грустную историю любви скромной швеи и непризнанного поэта. Лирические сцены переплетаются здесь с веселыми жанровыми картинами, рисующими шумную, пеструю жизнь парижской богемы. Центральное место в большинстве своих произведений Пуччини отводит образам любящих и страдающих женщин, которые гибнут в столкновении с жестокой действительностью. Хрупкая, нежная Ми-ми угасает от чахотки в сырой, нетопленной мансарде; бросается вниз с тюремной стены Флория Тоска, возлюбленная художника Марио Каварадосси, расстрелянного по приказу начальника римской полиции («Тоска», 1900); бедная японская гейша Чио-Чио-сан по прозвищу Баттерфлай (Мотылек), обманутая американским офицером, закалывается кинжалом («Мадам Баттерфлай», 1904); убивает себя преданная принцу рабыня Лиу («Турандот», 1924).

Джакомо Пуччини.

Большое значение Пуччини придавал изображению обстановки, в которой жили и действовали его герои. Поэтому он нередко вплетал в свою музыку экзотические мелодии и ритмы восточных народов. В «Мадам Баттерфлай» это японские напевы, в «Турандот» — китайские мотивы, в «Девушке с Запада» (1910), рассказывающей о жизни калифорнийских золотоискателей, — характерные обороты индейского и негритянского фольклора.

Творчество Пуччини последних лет отличается большим разнообразием форм и богатством музыкального языка. Тут и одноактные оперы из цикла «Триптих» (1918): захватывающий своим напряженным драматизмом «Плащ»; очень лиричная, наполненная мягкими, приглушенными звучаниями «Сестра Анджелика»; сочная, жизнерадостная комедия «Джанни Скикки», и монументальная, необычайно экспрессивная и красочная «Турандот», завершенная уже после смерти автора итальянским композитором Ф. Альфано.

Пуччини смело использовал творческие достижения современной ему музыки. Но при этом он всегда сохранял верность традициям итальянской реалистической оперы, проникнутой духом высокого гуманизма и демократизма. Согретые глубоким сочувствием к судьбам простых людей, произведения Пуччини неизменно волнуют миллионы слушателей.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru