2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Классическая музыка конца XIX — начала XX в.

В конце XIX в. музыкальное искусство Европы переживает трудную пору смены идей и эстетических принципов. Уходят из жизни великие композиторы, украсившие своим творчеством культуру XIX в.: Вагнер, Чайковский, Бородин, Брамс, Верди...

Наступает новая эпоха в развитии музыки. В музыке, как и во всех других областях жизни, начинают проявляться пагубные воздействия духовного кризиса, переживаемого буржуазным обществом.

Некоторые композиторы отдаляются от демократических основ творчества, предпочитая крайнюю изысканность звуковых образов, обращенных к избранному кругу ценителей. Язык музыки становится более изощренным. Былая распевность мелодии и ясность гармонического мышления уступают место пестрой мозаичности, сложным сопоставлениям утонченнейших созвучий. Намечаются первые проявления кризисности в таких музыкальных жанрах, как опера, симфония, лирическая песня.

К счастью, эта переломная эпоха ознаменовалась не только духовным упадком буржуазии, но и пробуждением новых социальных сил, которым принадлежало будущее, пробуждением пролетариата, усилением его классового самосознания. Это годы мощного нарастания революционных устремлений пролетариата, годы усилившегося национально-освободительного движения угнетенных народов мира. Эти устремления по-своему сказались в развитии музыки, обусловили новые художественные завоевания композиторов-гуманистов, в творчестве которых усилились антибуржуазные тенденции. Возвышенность мысли, щедрость звуковых красок, немеркнущая прелесть национально-народных истоков отличают их лучшие произведения. Речь идет о таких признанных корифеях новой музыки, как французы Дебюсси и Равель, итальянец Пуччини, австриец Малер, немец Р. Штраус, финн Сибелиус, чех Яначек.

В начале века получают новое развитие музыкальные культуры народов, борющихся за свою национальную независимость. Всемирное признание получает творчество выдающегося финского композитора Яна Сибелиуса (1865 — 1957), создателя монументальных симфоний и поэм, навеянных эпическим величием древних сказаний. В Чехии, в то время еще находившейся под гнетом австрийской монархии, расцветает реалистическая опера Леоша Яначека (1854 — 1928), правдиво изображающая трудные судьбы простых деревенских людей. Новый подъем переживает музыка Венгрии, выдвинувшая таких мастеров, как Вела Барток и Зольтан Кодай (см. статьи «Бела Барток» и «Музыка социалистических стран»). Оба они обращаются к собиранию старокрестьянской венгерской песни, таящей в себе богатые источники обновления современной музыки. Период творческого возрождения наступает в развитии испанской музыкальной культуры, о чем говорят успехи Исаака Альбениса (1860 — 1909), Энрисе Гранадоса (1867 — 1916), а позднее — Мануэля дс Фалья (см. ст. «Музыка капиталистических стран XX в.»). Впервые крупные композиторы Запада начинают увлекаться необычными звуковыми красотами, свойственными народной музыке Японии, Индонезии, арабских стран; эти увлечения, открывающие богатейшие перспективы для обновления мировой музыкальной культуры, сказались в некоторых работах Пуччини, Дебюсси, Равеля.

Новые творческие идеи ярко проявились в европейской опере, особенно в Италии, Франции, отчасти в Чехии: речь идет о стремлении изображать реальную жизнь простых людей с их личными трагедиями и бурными страстями. На оперной сцене появляются люди в современных костюмах — студенты, рабочие, бедные крестьяне, способные чувствовать и переживать не менее сильно, чем короли, боги и полководцы, господствовавшие в старинных романтических операх.

Новое направление в опере итальянцы назвали веризмом (от слова vero — «правдивый»). В веристской опере усилилась роль вокальной декламации, формы стали более дробными, близкими к реальности драматического театра. Композиторы провозгласили лозунг изображения жизни, «как она есть». Зачинателями этого направления были итальянские мастера Масканъи, Леонкавалло, Пуччини. Самым талантливым из них был Пуччини, автор «Богемы», «Тоски», «Мадам Баттерфлай» — лирических опер, до сих пор идущих на сценах всего мира (см. ст. «Джакомо Пуччини»). Слушатели увидели на оперной сцене нищих непризнанных художников («Богема»), современную парижскую работницу-швею («Луиза» Шарпантье), бедную моравскую крестьянку, обманутую кулацким сынком («Енуфа» Яначека).

Ян Сибелиус.

Леош Яначек.

Другое направление в новой музыкэ было представлено так называемым импрессионизмом (от слова impression — «впечатление»), утвердившимся в первую очередь во Франции, начиная с 90-х годов. Композиторы-импрессионисты ставили своей главной задачей передачу личных впечатлений от окружающей природы, от зримого и слышимого мира. Они достигли исключительного мастерства в воплощении тончайших изгибов человеческого чувства, в создании чарующей атмосферы красивых пейзажей или экзотической сказочности.

Выдающимся зачинателем музыкального импрессионизма был Дебюсси — один из самых интересных композиторов начала XX в. Его называли «красочным мастером грез» (Р. Роллан). Дебюсси резко отверг ремесленные каноны академического искусства, провозгласил свободу музыкальной фантазии, безграничность звуковых поисков, навеянных живым ощущением жизни. Он оказал огромное воздействие на все дальнейшее развитие новой музыки — французской и мировой (см. ст. «Клод Дебюсси»).

Сцена из оперы «Мадам Баттерфлай» («Чио-Чио-сан») Дж. Пуччини. В роли Чио-Чио-сан — М. Биешу.

Рядом с Дебюсси жил и творил его младший современник и последователь — Равель. Непередаваемая прелесть его музыки заключена в сочетании национальной мелодии с удивительным богатством и щедростью гармонических и оркестровых красок (см. ст. «Морис Равель»).

Под влиянием импрессионизма создавали свои произведения такие французские мастера, как Флоран Шмитт, Поль Дкжа, Альберт Руссель.

В немецкой музыкальной культуре рубежа века проявились первые признаки кризиса. Десятки второстепенных композиторов эпигонски подражали Вагнеру и Брамсу.

Счастливым исключением здесь было оригинальное искусство Рихарда Штрауса (1864 — 1949). Штраус прославился прежде всего как выдающийся симфонист, подлинный чародей современного оркестра. В его программных симфонических поэмах «Дон Жуан», «Тиль Уленшпигель», «Макбет», «Дон Кихот», «Жизнь героя» достигнут неслыханный блеск оркестровки, меткость изобразительной техники, театральная выразительность портретных характеристик. Вы словно видите перед собой живые портреты Дон Кихота и Санчо Пансы, Дон Жуана и донны Анны, веселого плута и насмешника Тиля, ловко обманывающего сильных мира сего.

Штраус написал 15 оперных партитур. В лучшей его опере — «Кавалер роз» (1911) — привлекает свежий юмор и поистине моцартовская щедрость мелодий.

Выдающимся современником Штрауса был австрийский дирижер и композитор Густав Малер (1860 — 1911), создатель 10 монументальных симфоний. Его симфонизм резко отличен от штраусовского: искусству музыкального изображения Малер предпочитал обобщенный тип симфонии-драмы, трактующей вечные проблемы жизни и смерти, добра и зла. Нередко он вводил в свои симфонии поэтическое слово, фрагменты сольного и хорового пения.

В симфониях Малера бьется напряженная мысль музыканта-гуманиста, смело отстаивавшего идеи справедливости и добра. Такова прекрасная Четвертая симфония, поэтический текст которой повествует о голодных крестьянских детях, мечтающих попасть «на тот свет», чтобы наконец-то сытно поесть. Малеровские песенные циклы («Песни странствующего подмастерья», «Волшебный рог мальчика»), его симфония-кантата «Песнь о земле» принадлежат к самым проникновенным страницам современного искусства. Композитор сумел сохранить ясность и естественность мелодии, живую связь с народными жанрами, продолжая традиции Бетховена, Шуберта и других великих предшественников.

Новый важный перелом в развитии европейской музыки определился накануне первой мировой войны. На смену изнеженности, утонченной красивости, господствовавшей в музыке импрессионистов, пришли мотивы энергичного действия, первозданной силы. В этих заметных стилистических изменениях сказались новые веяния времени с его тревогами и социальными потрясениями, с его обострившимися нервными ритмами.

Зачинателями новых музыкальных устремлений принято считать француза Эрика Сати, венгра Белу Бартока и в особенности молодых русских композиторов — Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева (см. ст. «С. С. Прокофьев»), чье творчество оказало в дальнейшем огромное влияние на развитие мировой музыкальной культуры XX в.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru