2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Антонин Дворжак (1841-1904)

Нелагозевес — небольшая деревушка на берегу Влтавы, в 30 километрах от Праги. Здесь в семье трактирщика родился будущий композитор Антонин Дворжак. Семи лет он пошел в деревенскую школу, где кантор Шпиц научил его читать ноты, играть на скрипке. В девять лет мальчик вместе с деревенскими музыкантами играл в трактире отца для постояльцев. И хотя успехи его в музыке были заметными, отец и не помышлял о том, что старший из восьми детей в семье будет музыкантом.

В 16 лет Дворжак поступил в Пражскую органную школу. Два года, проведенных в школе, были временем не только упорного, настойчивого труда, но и страшной нужды. Отец отказался помогать сыну, и будущий композитор брался за любую работу — переписку нот, игру в ансамбле, частные уроки, чтобы завершить образование.

Работая альтистом в оркестре Временного театра, Дворжак сочиняет музыку. Очень требовательный к себе, он не торопился с изданием или исполнением своих сочинений. К 1865 г. относятся первые две симфонии Дворжака.

Антонин Дворжак.

Композитор пробует свои силы в разных жанрах. Однако первые оперы — «Альфред» и «Король и угольщик» — не удовлетворяют его. Но Дворжак не думает отступать. Образцом для него служит «Проданная невеста» Сметаны, и вскоре комические оперы Дворжака, тоже на сюжет из жизни чешской деревни, «Упрямцы» (1874), «Хитрый крестьянин» (1877) появляются в театре.

На основе народных жанров Дворжак создает «Славянские танцы» (первый цикл — в 1878, второй — в 1886 — 1887), которые принесли ему мировую славу. Их кажущаяся простота объясняется удивительным проникновением в мир народного творчества, глубоким постижением характерных особенностей славянских танцев.

Творческие замыслы и воплощения Дворжака удивительно разнообразны. Он сочиняет фортепианные произведения, инструментальные концерты, квартеты, ансамбли, кантаты. В кантате «Гимн» (1872), в «Гуситской» увертюре (1883), воспевая прошлое, Дворжак обращается к действительности, призывая чехов к борьбе за свободу и счастье родины. Патриотические мотивы звучат и в операх на исторические сюжеты — «Димитрий» (1882), «Якобинец» (1888).

Растет известность Дворжака. Он много выступает как дирижер не только в родной Чехии, но и во многих городах Европы. По приглашению Чайковского он приезжает в 1890 г. в Россию и дает авторские концерты в Москве и Петербурге. В 1891 г. Дворжак начинает преподавать в Пражской консерватории. В 1892 г. композитор едет на два года в США, где возглавляет Национальную консерваторию в Нью-Йорке. Здесь он создает одну из самых лучших своих симфоний — «Из Нового Света» (1893).

Возвратившись на родину, Дворжак занимается педагогической и концертной деятельностью, много сочиняет. В симфонических поэмах на сюжеты народных баллад — «Водяной», «Полуденница», «Золотая прялка», «Голубок» — предстает очаровательный мир чешских сказок. Из сказок композитор берет сюжеты комической оперы «Чёрт и Кача» (1899), лирической оперы «Русалка» (1900). Последнее крупное сочинение Дворжака — опера «Армида» (1903).

Главное в творчестве Дворжака, ставшего вместе со Сметаной основоположником национальной музыкальной классики, — органическая связь с искусством его народа, в котором он нашел источник вдохновения.
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru