Бедржих Сметана родился в небольшом городке Литомишле. Его талант проявился еще в детстве. Пяти лет мальчик начал учиться музыке, в шесть впервые выступил перед публикой как пианист, а в восемь начал сочинять.
Произведения юного композитора пользовались большим успехом среди друзей, но он не сразу определил свое призвание и только в 20 лет получил возможность серьезно заниматься музыкой, став учеником Йозефа Прокша — одного из лучших пражских педагогов.
В 1848 г. в Праге вспыхнуло восстание против австрийского ига. Под непосредственным влиянием революционных событий Смётана создал «Песню свободы» для хора, «Торжественную увертюру» для симфонического оркестра, марши. В условиях политической реакции, подобно многим патриотам, композитор оказался вынужденным покинуть родину. Он провел ряд лет на чужбине — в шведском городе Гётеборге. Здесь Сметана давал уроки музыки, дирижировал симфоническими концертами, создал свои известные пьесы для фортепиано — «Воспоминания о Чехии в форме полек» (1860). В 1861 г. Сметана возвратился в Прагу.
Бедржих Сметана.
Деятельность Сметаны в 60-е годы была кипучей: он дирижировал оперными спектаклями, хоровыми и симфоническими концертами, выступал как пианист, писал критические статьи, участвовал в кампании за сооружение здания Национального театра в Праге. Все это сочеталось у Сметаны с напряженной композиторской работой. В написанных им тогда операх «Проданная невеста», «Далибор» и «Либуше», вошедших в золотой фонд чешской музыкальной классики, раскрылось все богатство его дарования.
«Проданная невеста» (1866) — комическая опера на сюжет из деревенской жизни. Ее музыка проникнута чисто народным характером, мелодична и напевна. Правдиво очерчены в ней образы любящих друг друга Маженки и Еника, плутоватого, хитрого деревенского свата Кецала, простака Вашека — сына богатого крестьянина, нарисованы картины народного веселья, представления бродячего цирка. Контрасты лирики и юмора, живость сценического действия наполняют замечательное произведение Сметаны неиссякаемой жизнерадостностью.
«Проданная невеста», завоевавшая огромный успех уже на первом представлении, стала любимой олерой чешского народа. Она обошла сцены театров многих стран и всюду пробуждала живейший отклик.
Опера «Далибор» (1867) — драматическая повесть о смелом борце за справедливость — рыцаре Далиборе, чье имя сохранилось в чешских преданиях. Как величавый гимн родине звучит опера «Либуше» (1872) — эпическое произведение, выражающее непоколебимую веру в будущее народа, в победу, которая будет завоевана в трудной и долгой борьбе.
В 1874 г. Сметана закончил комическую оперу «Две вдовы». Он был полон новых творческих планов. Но внезапно его постигло несчастье — полная глухота. Врачи не оставили ему никакой надежды на выздоровление.
Однако страшный удар не сломил композитора: переселившись в деревню,
он продолжал напряженную творческую работу. За последние десять лет жизни
Сметана создал цикл симфонических поэм «Моя Родина» (1874 — 1879), вдохновленных
образами родной истории и природы, воспевающих мужество чешского народа
в борьбе за независимость; струнный квартет «Из моей жизни» (1876); жизнерадостные
«Чешские песни» для фортепиано (1879); оперы «Поцелуй» (1876), «Тайна»
(1878), «Чертова стена» (1882), в которых вновь оживают картины народной
жизни. Во всех этих произведениях Сметана выступает продолжателем лучших
традиций чешского искусства, обогащает их новым содержанием, становится
в ряд крупнейших мастеров музыки XIX в.
2i.SU ©® 2015