2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Ференц Лист (1811-1886)

Имя великого венгерского музыканта Ференца Листа принадлежит к числу самых славных имен в истории музыкального искусства. Уже сам всеобъемлющий характер художественной деятельности Листа — композитора, пианиста, дирижера, органиста, педагога, музыкально-общественного деятеля, публициста и критика — говорит о необыкновенной многогранности его личности.

Лист родился в небольшой венгерской деревне Доборьян близ города Шопрона. Вынужденный еще мальчиком покинуть родину (учиться всерьез музыке там было не у кого), Лист после полуторагодичного пребывания в Вене (занятия с К. Черни и А. Сальери) переселился с родителями в конце 1823 г. в Париж с целью завершения своего музыкального образования. Каково же было его разочарование, когда директор Парижской консерватории — известный композитор Луиджи Керубини отказал ему в приеме на том основании, что он иностранец. Однако неудача не сломила воли юного музыканта. С еще большим рвением стал он заниматься сам и уже через год совершил свое первое концертное турне по европейским странам.

Свыше десяти лет прожил Лист во Франции и многое познал в этой «стране бурь и восстаний». Он тесно общался с выдающимися композиторами и писателями, жившими в ту пору в Париже, — с Берлиозом, Шопеном, Паганини, Гюго, Жорж Санд, Бальзаком, Гейне. С энтузиазмом встретил Лист июльскую революцию 1830 г. в Париже. И под непосредственным впечатлением героических дней приступил к работе над «Революционной симфонией», которая, к сожалению, осталась неоконченной.

Гастрольные поездки Листа познакомили его с различными странами и народами. Где только не побывал Лист за годы своих концертных странствий! Трижды — в 1842, 1843 и 1847 гг. — посетил он Россию, где выступал с небывалым успехом в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Елизаветграде (ныне Кировоград).

Но, достигнув как пианист небывалых высот, Лист в зените своей славы внезапно отказался от блестящей карьеры виртуоза. Получив приглашение на постоянную капельмейстерскую работу в Веймар, он поселился в этом городе и целиком посвятил себя творчеству, педагогике и дирижированию. Здесь с 1848 по 1861 г. он создал две монументальные симфонии («Фауст-симфонию» и «Симфонию к „Божественной комедии" Данте»), ряд симфонических поэм, множество фортепианных и вокальных произведений, в большинстве своем программных. Одни из них вдохновлены творениями Данте, Петрарки, Тассо, Шекспира, Гёте, Шиллера, Гюго, Ламартина; другие созданы под непосредственным впечатлением шедевров изобразительного искусства: скульптур Микеланджело, картин Рафаэля, фресок Орканьи; третьи представляют собой музыкальные зарисовки картин природы. Программная музыка привлекала  Листа как жанр, несущий в себе элемент подлинного демократизма. Он создал новую форму симфонической поэмы («Прелюды», «Тассо», «Орфей», «Мазепа», «Прометей», «Гамлет» и др.), стремясь приблизить музыкальное искусство к передовым идеям времени, сделать его действенным, конкретно-образным.

Ференц Лист.

Велики заслуги Листа в сфере фортепианной музыки. Он совершил подлинную революцию в пианистическом искусстве, открыв новые, неведомые дотоле выразительные возможности фортепиано.

Творчество Листа глубоко национально. Музыка композитора пронизана мелодиями его народа. Они звучат в «Венгерских рапсодиях», в симфонической поэме «Венгрия», в произведениях, посвященных революции 1848—1849 гг. в Венгрии: в «Погребальном шествии», «Плаче о героях», в фортепианной пьесе «Памяти Петёфи» и др. И не случайно в XX в. классик венгерской музыки Бела Барток назовет Листа духовным отцом современной венгерской музыки.

В 1861 г. Лист покинул Веймар и ряд лет жил в Риме. Позднее он стал периодически бывать в Будапеште, где принимал деятельное участие в учреждении в 1875 г. Академии музыки, был ее первым президентом, а также профессором. Лист преподавал и в Веймаре, где любил проводить летние месяцы. В своей композиторской и педагогической работе Лист шел навстречу всему молодому и талантливому с открытым, полным любви и доброжелательства сердцем. Отовсюду съезжались к нему ученики, с которыми он всегда занимался бесплатно, не щадя сил и времени.

К творчеству Листа обращали свои взоры почти все крупные музыканты. В России это были прежде всего композиторы «Могучей кучки», которые неоднократно выражали свое восхищение Листом.

Лист всегда относился с огромным вниманием и уважением к музыке других стран, в частности к русской музыке. В ней находил он ярко выраженный народный колорит, ценил стремление к программности, к новаторству форм. «У вас — живая жизненная струя; у вас — будущность...» — говорил он Бородину.

Музыка Листа еще долго будет жить в сердцах людей, а он сам — служить примером беззаветной преданности высоким идеалам человечества.
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru