2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Рихард Вагнер (1813-1883)

«Тангейзер в сияющей пещере Венеры, в тоске рвущийся прочь... девушка, обвиненная в страшном преступлении, брошенная без помощи, на защиту которой в последний час приплывает на гигантском лебеде окруженный сиянием святой рыцарь; дочери Рейна, с песнями снующие, как золотые рыбки, в блистательных пучинах метафизической реки вокруг золотого клада; крылатые валькирии в тучах и молниях, со своим бешеным кличем «Гойотого» несущиеся на стихийных конях...» Так описывает образы вагнеровских опер А. В. Луначарский.

Многие годы мечтал Рихард Вагнер о необычном театре, на сцене которого должны были действовать его герои. Простое деревянное здание, расположенное не в столице, а в небольшом немецком городке, амфитеатр для публики, скрытый от нее оркестр, специально приглашенные актеры. Слушать следовало внимательно и самозабвенно, и тогда человек мог увидеть вещи, ранее ему недоступные, проникнуть в их смысл. Вагнер считал, что опера должна стать музыкальной драмой, где действие сольется с музыкой, а композитор и драматург объединятся в одном лице. Он сам писал либретто для своих опер.

Вагнер — сложный композитор, смелый новатор в музыке. Один из последних представителей романтизма, он отразил в своем творчестве присущие этому направлению противоречия.

Нельзя отрицать красоты и величия музыки Рихарда Вагнера, его влияния на музыкальное искусство. По словам А. В. Луначарского, «ни один композитор до Вагнера не обрушивался на восприятие слушателя таким водопадом звуков, такой широчайшей рекой гармонии, такими пронзающими мелодиями».

Вагнер прожил жизнь, полную борьбы, поражений и побед, знал годы нищеты и почти сказочного богатства, непризнания и поклонения. Родился Вагнер в Лейпциге. Детские годы мальчика прошли в Дрездене, в атмосфере искусства: его отчим, Людвиг Гейер, был талантливым актером, писателем и живописцем, сестры — талантливыми оперными и драматическими актрисами, брат — оперным певцом. Будущий композитор писал стихи и драмы, участвовал в детских спектаклях. С 16 лет он систематически занимается музыкой: обучается композиции, играет на фортепиано. В Лейпцигском университете он получает солидную подготовку на философском факультете.

Сфера интересов Вагнера почти необъятна. Он совмещал в себе дар композитора, поэта и драматурга, публициста и философа.

Первые произведения Вагнера — фортепианная соната, увертюры для оркестра, симфония, струнный квартет, оперы «Феи» и «Запрет любви» — не отличались оригинальностью стиля, в них чувствовалось влияние других композиторов.

С 1834 по 1839 г. Вагнер руководит оперными оркестрами Магдебурга, Кенигсберга и Риги, получает известность как дирижер. В эти же годы начинается его деятельность литератора — публициста, теоретика искусства, которую он продолжает всю жизнь. В острых критических статьях этого периода он приветствует все революционное, прогрессивное.

Материальная нужда и желание достигнуть славы побуждают его направиться в Париж — музыкальную столицу Европы. Годы, проведенные там (1839 — 1842), были самыми тяжелыми. Признания Вагнер не получил, часто голодал. Оперы «Риенци» и «Летучий голландец», которые он к тому времени написал, поставить не удалось. Париж окончательно сформировал революционно-критическое направление его взглядов, расширил кругозор.

«Летучий голландец» (1841) — романтическая икра, открывающая зрелый период творчества композитора. Напряженное развитие действия, система музыкальных тем — лейтмотивов, характеризующая героев оперы, значительность и самостоятельность оркестровой партии — все эти черты делают оперу новаторской. Глубоко своеобразен сюжет: немецкая легенда о моряке, который не может найти покоя и обречен скитаться по морям со своим призрачным кораблем до тех пор, пока не найдет душу, способную полюбить его и спасти своей верностью.

Приемы, найденные в «Летучем голландце», получают дальнейшее развитие в операх «Тангейзер» (1845) и «Лоэнгрин» (1848).

Прогрессивные воззрения Вагнера, его отрицательное отношение к буржуазной действительности, увлечение идеями немецкого философа Фейербаха вылились в его личном участии в Дрезденском (майском) восстании 1849 г. Однако революция была подавлена, и Вагнеру пришлось бежать в Швейцарию. Для него начались годы изгнания. Он пишет свои знаменитые теоретические работы «Искусство и революция», «Опера и драма», где утверждает, что искусство — важное средство нравственного воспитания народа и социального переустройства общества, требует воплощения в произведениях больших идей, монументальности. Вагнер считает, что это достижимо только в синтетическом искусстве, объединяющем различные его виды. Но, выдвигая смелые, грандиозные идеи, Вагнер был ограничен в своих выводах, которые зачастую страдали схематизмом, излишней абстрактностью.

Рихард Вагнер.

Жизнь на чужбине изменила строй мыслей композитора. Постепенно он отходит от революционных идей. Пишет оперу «Тристан и Изольда» (1859) на сюжет старинной легенды о несчастной любви.

В 1862 г. Вагнер получил разрешение вернуться на родину. Он много дирижирует. Большой успех имели его гастроли в России в 1863 г. Еще в 1854 г. он начал работать над оперой «Нюрнбергские мейстерзингеры» — одним из лучших своих произведений. Эта опера, рассказывающая о средневековых мастерах пения, о победе истинного искусства над музыкальным мещанством, — наиболее реалистическое, светлое, жизнеутверждающее из всего, что было создано Вагнером. Опера, законченная в 1867 г., проникнута верой в созидательные силы народа.

Самое грандиозное творение Вагнера — тетралогия «Кольцо нибелунга», которую он создавал более четверти века. Это четыре музыкальные драмы, объединенные общим сюжетом. Замысел тетралогии, основанный на скандинавском эпосе VIII — IX вв. и немецком средневековом эпосе XIII в. о карликах-нибелунгах, менялся в соответствии с изменением мировоззрения Вагнера. Оптимистическая линия произведения — прославление человеческих сил в образе героя Зигфрида — постепенно отступает. Выдвигается сложный, противоречивый образ бога Вотана, который не только не может восстановить справедливость, но и сам покорен царящему в мире злу и слепому року.

При содействии влиятельных друзей и поклонников композитор получил возможность осуществить свою мечту — построить театр, предназначенный для постановки «Кольца нибелунга». В этом театре в небольшом городке Байрёйте на севере Баварии в 1876 г. была поставлена вся тетралогия.

Значение Вагнера как великого реформатора оперы трудно переоценить. Он стремился к органическому слиянию музыки, драмы и поэзии. Велика в операх роль речитативов, передающих тончайшие оттенки смысла поэтической речи. Новым было и господство лейтмотивов, среди которых не только темы-образы, характеризующие героев и их взаимоотношения, но и темы-символы, отражающие отвлеченные идеи и понятия. Вагнер расширил состав оркестра, по-новому трактовал его возможности, был великим мастером оркестрового колорита. Оркестр в операх Вагнера стал действенным, он раскрывал внутренний смысл происходящего.

Оперы Вагнера сложны для постановки, большие трудности представляют они и для певцов. Тем не менее они ставятся на разных сценах мира, регулярно идут в Вайрёйте. Часто исполняются отдельные симфонические фрагменты из опер. Лучшее из того, что создал Вагнер, и сегодня сохраняет свое непреходящее художественное значение.
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru