2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Роберт Шуман (1810-1856)

Человек большой и светлой души, мечтатель и выдумщик, очень любивший людей — взрослых и детей, — таким предстает в своей музыке Роберт Шуман — великий немецкий композитор-романтик. Шумана можно сравнить с хорошо знакомым вам сказочником Хансом Кристианом Андерсеном. Оба они обращались к самому лучшему в людях: к их способности замечать красоту и добро, видеть чудесное и необыкновенное в полевом цветке, в шелесте леса, прислушиваться к тайному голосу человеческого сердца.

Шуман много писал о детях и для детей. Его фортепианные пьесы, входящие в «Альбом для юношества» (1848), «Детские сцены» (1838), и «Альбом песен для юношества» (1849) раскрывают мир детских забав, радостей и огорчений, рисуют картинки окружающей жизни. Тут и горечь «Первой утраты», и «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы» (пьеса звучит, как народная песня), и взволнованные «Отзвуки театра», и жалобная песенка маленького некрасивого совенка (вспомните «Гадкого утенка» Андерсена), и песочный человечек, приносящий детям сны.

Шуман обладал удивительной способностью рисовать в музыке портреты людей или сказочных героев, схватывать одним штрихом самое характерное в их облике, повадке, настроении. Таков его фортепианный цикл «Карнавал» (1835), где словно кружатся в стремительном танце или медленно проходят, погруженные в свои мысли, персонажи под масками Пьеро и Арлекина, веселых бабочек или танцующих букв. Тут Шуман изобразил и своих современников: знаменитого итальянского скрипача Паганини, увлекавшего всех своей гениальной игрой, и Шопена — «поэта фортепиано», музыкой которого Шуман горячо восхищался.

Роберт Шуман.

Встретим мы здесь Флорестана и Эвсебия. Так Шуман назвал выдуманных им героев, от имени которых он писал статьи о музыке или как бы высказывался в своих фортепианных пьесах. Флорестан всегда в движении, в полете, в танце, он остро, иногда едко шутит, его речь горяча, порывиста и возбужденна. Эвсебий любит мечтать в уединении, даже посреди шумного маскарада он погружен в свои мысли, говорит он тихо, сосредоточенно и проникновенно.

На чередовании таких резко различных, контрастных тем или целых небольших пьес (миниатюр) построены многие фортепианные произведения Шумана. Это «Бабочки» (1831), «Карнавал», «Фантастические пьесы» (1837), «Давидсбюндлеры» (1837), «Крейслериана» (1838) и др. Названия их говорят о том, что Шуман писал для фортепиано в основном программную музыку. Так, «Крейслериана» связана с именем героя немецкого писателя Э. Т. А. Гофмана (см. т. 11 ДЭ, ст. «Эрнст Теодор Амадей Гофман»). Крейслер — музыкант, страстно влюбленный в искусство. Он так поглощен музыкой, так увлечен ею, что окружающие считают его чудаком, даже сумасшедшим. Давидсбюндлеры — члены придуманного самим Шуманом союза «Давидова братства» (по имени легендарного царя Давида, покровителя искусств). Флорестан и Эвсебий — тоже Давидсбюндлеры. Ими могли быть все, кто по-настоящему любил музыку и стремился сказать в ней новое слово.

Все эти произведения (сюда относятся еще «Симфонические этюды», три сонаты, фантазия) Шуман написал в 30-е годы XIX в. в Лейпциге. Их можно назвать поэтическими дневниками, в которых он выразил все свои мечты, стремления, порывы. Ведь Шуман сам был и Флорестаном, и Эвсебием... Его первая соната вышла с подзаголовком: «Посвящается Кларе Флорестаном и Эвсебием».

Фридрих Вик, отец Клары, чинил молодым людям множество препятствий. Только в 1840 г. мечта Шумана осуществилась. В тот счастливый год он написал много прекрасных песен — среди них цикл «Любовь поэта» на слова Генриха Гейне (этот поэт был особенно близок Шуману), баллада «Два гренадера» (на его же слова), циклы «Мирты» (свадебный подарок Кларе), «Любовь и жизнь женщины».

В последующие 15 лет Шуман создал еще много значительных произведений: четыре симфонии, камерные ансамбли, увертюры (лучшая — к драматической поэме Байрона «Манфред»), концерты, оратории, оперу «Геновева» (1848).

Но главное в творчестве Шумана — это все-таки его фортепианная музыка и песни. Именно здесь полностью раскрылся девиз Шумана: «Освещать глубину человеческого сердца — вот назначение художника». Шуман сам искал новые пути в искусстве и остро чувствовал новизну и смелость других композиторов. Он первым угадал гениальность Шопена, раскрыл значение музыки Шуберта, Берлиоза, Брамса. Шуман замечательно писал о музыке. Его статьи, «Советы молодым музыкантам» стоит почитать всем, кто интересуется музыкой.

Необычные, очень тонкие, иногда причудливые, иногда затаенные и требующие чуткого вслушивания, шумановские образы не сразу захватили публику, которая в те годы больше увлекалась внешне блестящим искусством многочисленных виртуозов. Русские композиторы высоко оценили творчество Шумана. Особенно любил Шумана П. И. Чайковский, считавший его самым великим композитором-романтиком XIX в.
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru