2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Людвиг вам Бетховен (1770-1827)

16 декабря 1770 г. в прирейнском городке Бонне родился Людвиг ван Бетховен. Его мать была дочерью повара, отец служил в придворной капелле.

Незаурядное музыкальное дарование мальчика проявилось в раннем детстве, но по-настоящему заниматься композицией он начал в двенадцать лет. Его восхождение к вершинам творчества и мастерства не было быстрым и легким. Он работал много и упорно. Изучая бетховенские «Тетради набросков», французский писатель Ромен Роллан с удивлением увидел, что некоторые знаменитейшие свои мелодии композитор завоевывал «такт за тактом... ноту за нотой...».

Людвиг ван Бетховен.

Бетховен рано познал несправедливость, горечь унижений и обид. Его отец, корыстолюбивый, деспотичный, задумал сделать из него приносящего доход вундеркинда. Жестокими побоями «вколачивал» он в мальчика музыкальные навыки, заставляя его с утра до вечера упражняться в игре на фортепиано и скрипке. Суровость и грубость отца надломили душу ребенка, наложили неизгладимый отпечаток на его характер. Человек огромного жизнелюбия, редкой нравственной чистоты и благородства, жаждущий дружбы и любви, Бетховен навсегда остался замкнутым, необщительным, резким в обращении с окружающими.

Эта замкнутость, углубленность в себя усилились с годами, когда над композитором нависла неотвратимая угроза глухоты. «Я веду жалкую жизнь, — признавался он в письме к доктору Вегелеру, — два года уже, как я избегаю всякого общества, так как у меня недостает духу сказать людям: я глух... О, если бы я избавился от этой болезни, я обнял бы весь мир... Я схвачу судьбу за глотку. Совсем согнуть меня ей не удастся».

Первым человеком, оказавшим решающее влияние на музыкальное и общее развитие Бетховена, был Кристиан Готлоб Нефе. Он не только обучал его основам музыкальной теории и композиции, игре на органе и клавесине, но также привил ему вкус к поэзии, литературе, философии.

В 1782 г. при содействии Нефе были напечатаны вариации Бетховена на тему марша композитора Дреслера и три фортепианные сонаты. «Этот юный гений, — писал о своем ученике Нефе, — заслуживает поддержки...»

В 1787 г. Бетховен поехал в Вену, где в то время жил и работал Моцарт, Прослушав фортепианную импровизацию семнадцатилетнего музыканта, Моцарт сказал присутствующим: «Обратите внимание на этого человека, о нем будет говорить весь мир...»

Но Бетховену не довелось стать учеником Моцарта. Его пребывание в Вене было прервано сообщением о болезни матери. Она скончалась вскоре после его возвращения в Бонн.

Бетховен нежно любил свою мать — добрую, бесхитростную женщину, как и он, страдавшую от деспотизма отца. Он тяжело переживал ее смерть. Волевой и деятельный юноша добился от курфюрста права опеки над жалованьем отца, пропивавшего почти весь свой заработок. Чтобы обеспечить безбедную жизнь себе и подрастающим братьям, он становится альтистом придворной капеллы, помощником органиста, концертмейстером, разучивающим с певцами оперные партии, учителем музыки. И при этом успевает сочинять произведения, в которых уже чувствуется рука будущего великого мастера-монументалиста.

Музыкальная и культурная жизнь Бонна не удовлетворяла Бетховена. Он стремился в Вену — город Гайдна и Моцарта, город музыки, театра.

Заручившись рекомендательными письмами, Бетховен осенью 1792 г. приехал в Вену. Его проникновенная игра и талантливые импровизации покорили венскую публику. Это был непривычно новый исполнительский стиль — страстный и героический.

Получает признание Бетховен и как композитор. В 1795 г. были изданы три фортепианных трио, в которых знатоки отметили «вдохновение, могущее утешить мир, оплакивающий смерть Моцарта».

Но Бетховен, достигший уже высокого уровня мастерства, был беспредельно требователен к себе. Желая пополнить свои теоретические знания и выработать индивидуальную композиторскую технику, он берет уроки у Гайдна, а позже — у Альбрехтсбергера и Сальери. Однако, как «и плодотворны были эти занятия, своим колоссальным творческим ростом Бетховен обязан прежде всего самому себе: своему неустанному, напряженному труду.

Среди сочинений Бетховена, изданных с 1795 по 1802 г., — три концерта для фортепиано с оркестром, две симфонии, шесть струнных квартетов, фортепианные и струнные трио, семнадцать фортепианных сонат.

Восьмую, «Патетическую» сонату (1799) Ромен Роллан считал одним из поразительных «бетховенских диалогов, подлинных сцен из драмы чувств». А о музыке сонаты, получившей название «Лунная» (1801), Роллан говорил: «В ней больше страдания и гнева, чем любви». Сонату эту Бетховен посвятил юной аристократке Джульетте Гвичарди, глубоко им любимой, но обманувшей его надежды.

Горечь неразделенной любви и страх перед надвигающейся глухотой сделали жизнь Бетховена невыносимой. Уверившись в неизлечимости своей болезни, он решает умереть и уезжает в предместье Вены Хейлигенштадт, где пишет завещание, адресованное братьям Карлу и Иоганну.

Но воля к жизни и творчеству побеждают. Композитор начинает работу над дерзновенно-новаторской Третьей симфонией (1804). В ней, по словам Чайковского, «раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена».

Вначале симфония была посвящена Наполеону Бонапарту, но, узнав, что Наполеон провозгласил себя императором, композитор в ярости разорвал титульный лист партитуры и дал симфонии новое название — «Героическая». Бетховену, убежденному демократу, стороннику французской революции с ее лозунгом свободы, равенства и братства, герой представлялся борцом, чуждым личных, эгоистических побуждений, готовым пожертвовать собой ради счастья народа.

Почти в одно время с «Героической» симфонией были написаны фортепианные сонаты «Аврора» (1804), «Аппассионата» (1805) и Девятая соната для скрипки и фортепиано (1803), получившая впоследствии название «Крейцерова» (Бетховен посвятил ее парижскому скрипачу Родольфу Крейцеру).

«Крейцерова соната» — вдохновенный дуэт скрипки и фортепиано. Она полна благородства, мужественной красоты, трагедийной силы чувства.

Как бы особняком стоит фортепианная соната «Аврора». В ней нет неожиданных звуковых контрастов, она вся словно соткана из лучей утренней зари.

Одно из величайших творческих достижений Бетховена — «Аппассионата». Это произведение очень любил и высоко оценил В. И. Ленин. Единственная опера Бетховена — «Фиделио» (1805), — по собственному его признанию, стоила еиу «наибольших мук при рождении» и «доставила наибольшие огорчения». Она была холодно встречена венской публикой и выдержала лишь несколько представлений. Эта опера, воспевающая героизм, стойкость, самоотверженную любовь, стремление к свободе, близка по духу к таким произведениям зрелого Бетховена, как Пятая симфония (1808) и музыка к драме Гёте «Эгмонт» (1810).

«Пятая симфония, — говорил А. В. Луначарский, — отражает... музыку революции... Это симфония нависшего над человечеством рока и напряженного сопротивления ему». В ней с огромной художественной силой показано движение от мрака к свету, прочерчен весь путь борьбы и победного торжества воли и разума.

Революционными идеями, героической борьбой за свободу проникнута и музыка бетховенского «Эгмонта». Композитор всегда проявлял большой интерес к творчеству Гёте. Он серьезно думал об опере на сюжет гётевского «Фауста», сочинил на стихи Гёте лучшие свои песни.

Среди шестнадцати струнных квартетов Бетховена особое место занимают так называемые «русские» квартеты: Седьмой, Восьмой и Девятый (1806). Композитор написал их по заказу русского посла в Вене графа А. К. Разумовского и в двух из них использовал мелодии русских народных песен.

Девять бетховенских симфоний — это, по словам русского композитора А. Н. Серова, «девять миров симфонических». Последняя, Девятая симфония (1823) — творческий итог всей жизни великого композитора. Она освящена идеей всеобщего равенства и братства. Финал симфонии, в который Бетховен ввел хор и певцов-солистов, написан на текст оды Шиллера «К радости». Он звучит как победоносный гимн, славящий единение, счастье и свободу. «Человек, которому мир отказал в радости, — говорит Ромен Роллан, — создает радость сам, чтобы отдать ее миру. Он выковывает ее из своего страдания, как выразил он в гордых словах, которые могут служить... девизом всякой героической души: «Через страдания к радости».

Гений, одаривший человечество бессмертными творениями, кончил жизнь в бедности и одиночестве. Русский критик В. В. Стасов называл Бетховена музыкантом, «какого не являлось в мире с тех пор, как существует музыка», который «наложил печать своей личности и своего мощного, необычайного почина на музыку всего последующего столетия».

Современник Великой французской революции, Бетховен отразил в своем творчестве великие народные движения этой эпохи, ее прогрессивные идеи.

Музыка Бетховена обращена к миллионам людей. Не только к современникам, но и к людям грядущих поколений. Она и сегодня радует, вселяет мужество, зовет на борьбу за счастье на всей земле.
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru