1600 год. Роскошный дворец во Флоренции — сердце итальянского Возрождения. Здесь собрались слушатели одной из первых опер — «Эвридики». Ее автор — Якопо Пери — сам выступает в роли Орфея, легендарного древнегреческого певца, своим прекрасным искусством покоряющего духов подземного царства. Отныне не только в церкви звучат сложные музыкальные произведения. В них все более непосредственно раскрываются человеческие чувства, отражаются прогрессивные идеи времени.
В 1637 г. первых слушателей принимает оперный театр в Венеции, а через несколько лет оперные театры открываются в Риме, Неаполе и других итальянских городах. Италия — родина оперы. Кажется, здесь поет сама природа, воздух, море. В Неаполе — самом «певучем» городе, где в первых консерваториях обучаются многочисленные певцы (сначала это были дети-сироты), — рождается искусство бельканто (от итальянского bel canto — «прекрасное пение»). Бельканто — это и искусство композиторов создавать певучие, пластичные, плавные мелодии. Первым мастером такого стиля был Александра Скарлатти (1660 — 1725).
Но опера не только утвердила господство мелодии, сольного пения. Их выразительность оттеняется звучанием оркестра. Музыка, выступая в тесном союзе с драматическим действием, раскрывает сложные характеры героев. Итальянский композитор Клаудио Монтеверди (1567 — 1643) писал оперы, которые теперь сравниваются с трагедиями его гениального современника — Шекспира. Вот на сцеке венецианского театра появляются герои «Коронации Поппеи» (1642) — реальные люди, исторические лица: коварный и жестокий римский император Нерон, мудрый философ Сенека. Далеко вперед заглянул Монтеверди в своей музыкальной драме. Может быть, поэтому его оперы постигла странная судьба: они были на многие годы забыты, к ним вернулись только в наши дни.
Итальянская опера быстро завоевала Европу. Она проникла во Францию и в Англию, в Германию и в Россию. Ею так увлекались, что это даже мешало развитию в других странах национального оперного искусства. В XVII в. только Франция смогла выдвинуть свою оперную школу.
Жан Батист Люлли (1632 — 1687) — создатель французской оперы — был сам родом из Италии. Мальчиком-поваренком он приехал в свите богатого вельможи в Париж. Исключительное упорство, настойчивость, трудолюбие помогли талантливому музыканту в достижении цели. Во французском драматическом театре шли знаменитые классические трагедии Корнеля и Расина. Люлли прислушивался к напевной манере, в которой актеры искусно декламировали стихи, и находил интонации для музыки своих опер. Блестящие, пышные представления его опер — лирических трагедий («Тезей», «Армида» и др.) — устраивались в Париже и в Версале, при дворе Людовика XIV. Сам король иногда принимал участие в балете, обязательно входившем во французскую оперу (см. ст. «Из истории зарубежного балета»).
Вместе с великим драматургом и актером Мольером Люлли писал и комедии-балеты — веселые представления с музыкой. Ритмы и мелодии французских танцев — гавота, менуэта — проникали и в его оперы, придавая музыке четкость, ясность и изящество.
По-иному сложилась судьба оперы в Англии. История оставила только одну оперу — «Дидона и Эней» Генри Шрселла (1659 — 1695). Музыка Пёрселла очень близка народной, она нежна и трогательна, проста и серьезна. Он прожил очень немного и не оставил последователей. Долго после его смерти в Англии — стране Свифта, Байрона, Диккенса — не было выдающихся композиторов. Но вот в 1710 г. в Лондон приехал Георг Фридрих Гендель — великий немецкий композитор (1685 — 1759). Разоренная Тридцатилетней войной, раздробленная на мелкие княжества, Германия не могла дать ему простора для деятельности, о которой он мечтал. Его влекли оперные театры, концертные залы, широкое общение с публикой. В 1711 г. в Лондоне была поставлена опера Генделя «Ринальдо» (на сюжет из поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим»). Музыка оперы, выражавшая простые, сильные и глубокие чувства, понравилась публике. В своих ораториях («Самсон» и др.) — величественных, мощных произведениях с участием хора — Гендель воспел героические подвиги народов, борющихся за свое освобождение.
Церковь запрещала его музыку, многим аристократам она тоже приходилась не по вкусу, и все-таки оратории Генделя получили признание.
Между тем уже шел XVIII век — век Великой французской революции, век падения Бастилии, свержения монархии. Все большую роль во всех сферах общества начинает играть буржуазия. Новая публика приходила в театры. Ей нравилась комическая опера, в которой действовали простые люди. Часто это были умные, ловкие слуги, одерживавшие верх над господами. В музыке опер зазвучали мело дни, напоминавшие народные песни. Серьезные и глубокие идеи воплощал в своих операх австрийский композитор Кристоф Виллибальд Глюк (1714 — 1787). В то время красивое и виртуозное пение нередко заслоняло смысл драмы. Глюк боролся за то, чтобы музыка как можно более полно и точно раскрывал» драматическое действие, стремился к правде чувств. Именно такова его опера «Орфей и Эвридика (1762). Мысли Глюка об опере нашли поддержку у французских просветителей — ученых-энциклопедистов. Из Вены, где он поставил «Орфея и Эвридику» Глюк направился в Париж. Там состоялись премьеры его опер «Ифигения в Авлиде» (1774), «Ифигения в Тавриде» (1779) и др. Мелодия одного из глюковских хоров «Будем преследовать врага до по ды» стала революционной песней в июльские 1789 г.
Концерт Фридриха П в Сан-Суси. (Придворный концерт во времена Моцарта.) Картина немецкого художника А. фон Менцеля. 1852.
Рядом с оперой продолжала развиваться и инсрументальная музыка. В XVII в. королем инструментов был орган. Он звучал в церкви, но уже не только во время службы. Устраивались концерты органной музыки. Великие органисты: итальянец Фрескобальди, немец Букстехуде, а потом и самый величайший — Бах (см. ст. «Иоганн Себастьян Бах») — поражали слушателей своим искусством импровизации, т. е. сочинениями, возникавшими тут же, во время концерта. В совершенстве владели они искусством полифонии — одновременного звучания нескольких самостоятельных мелодий. Импровизационная прелюдия, токката или фантазия и полифоническая фуга — в таких произведениях Баха раскрывался огромный мир человеческих мыслей и чувств.
Все больше вдохновлял композиторов и младший брат органа — клавесин. Клавесин можно было встретить в дворцах аристократов и в домах горожан. К его серебристой, звенящей звучности очень подходили изящные миниатюры французских композиторов-клавесинистов Франсуа Куперёна (1668 — 1733), Жана Филиппа Рамо (1683 — 1764), Луи Клода Дакёна (1694 — 1772). Для клавесина создавались также пьесы в ритме различных народных танцев, часто объединявшиеся в сюиты.
В инструментальных ансамблях выделялась мелодия скрипки. Сонаты для скрипки писал итальянский скрипач и композитор Арканджело Корёлли (1653 — 1713). Ясные и чистые голоса скрипок звучали и в концертах Антонио Вивальди (1678 — 1741). На произведениях Корёлли и Вивальди учились и Бах и Гендель.
Высшего расцвета инструментальная музыка достигла во второй половине
XVIII в. При дворах немецких и австрийских князей существовали капеллы
— ансамбли музыкантов. Нередко они составляли уже настоящий оркестр (см.
ст. «Рассказ о музыкальных инструментах»). Руководители оркестров — капельмейстеры,
писавшие для них музыку, состояли на службе у князей. Они сочиняли в основном
для развлечения своих господ и получали такие же — чуть ли не ежедневные
— заказы, как и повара на приготовление обеда. Но даже в этих тяжелых,
подчас унизительных условиях пробивали себе дорогу высокие музыкальные
идеи. Из музыки для танцев, для услаждения слуха князей постепенно выросла
симфония — самый сложный и богатый вид музыкального искусства. Симфония
— картина человеческой жизни. Жизнь представала в контрастах: энергичное
действие сменялось размышлением, выражение печальных или светлых чувств
— народным праздником, глубокая серьезность — веселой шуткой. Сложность
развития музыкальных мыслей сочеталась с их понятностью, доступностью —
ведь мелодии, темы симфонии нередко опирались на народные песни и танцы.
В Австрии и ее столице Вене звучало много песен разных народов — немецких,
чешских, венгерских, сербских. Может быть, поэтому Вена и стала колыбелью
классической симфонии, а ее создателей — Гайдна, Моцарта, Бетховена стали
называть венскими, классиками (см. статьи об этих композиторах).
В венской классической школе окончательно сложился тот музыкальный язык,
который мы и теперь лучше всего понимаем. Вместе с симфонией развивались
и ее ближайшие родственники — классические сонаты, концерты, квартеты.
2i.SU ©® 2015